Голосов: 0
#1
Прикладная математика [2022]
Высшая инженерная школа СПбПУ (Санкт-Петербургский Политехнический Университет)
Вячеслав Гирфанов, Виктория Келлер, Елена Крылова, Лилия Рябова, Наталья Шишкина
Математика – многозначное слово: это и прекрасная наука, и школьный предмет, и инструмент для решения практических задач. Те, кому со школой повезло, знакомы со всеми значениями слова «математика». Но, судя по уровню знаний сегодняшних школьников, повезло немногим.
В стандартной школьной программе математика подменена арифметикой. Именно ей отдаётся большая часть времени и сил. При этом задач решается очень мало, без серьёзного анализа условий, без освоения специальных инструментов. В результате для многих школьников числа в условии задачи заслоняют слова: они начинают бездумно выполнять с ними всевозможные арифметические операции – авось да получится ответ.
Но обучение информационному моделированию и программированию невозможно без умения анализировать данные, решать задачу в общем виде. Цель курса – научить школьника краткой записи условия задачи, применению при решении картинок и схем, построению и использованию формул. Помимо этого мы познакомим школьников с некоторыми компьютерными инструментами, полезными при решении задач, покажем, как применить компьютер при многократном решении задачи с разными данными.
Курс ориентирован на учащихся 5-6 классов, имеющих базовые навыки работы с компьютером: запуск программ, навигация в файловой системе, операции с файлами, начальные навыки работы с текстовым и графическим редактором, с интернет-браузером. Требуется знание базового школьного курса математики на уровне 4 класса.
Чему научим:
1. В результате обучения учащиеся узнают:
2. В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:
- Термины «данные», «метаданные», «переменная», «формула».
- Последовательность действий при решении задачи.
- Основные принципы решения уравнений.
3. В ходе обучения ученики получают представление о применении компьютера при решении задач:
- Выделение важного в условии задачи.
- Создание иллюстраций, способствующих пониманию условия.
- Краткая запись условия задачи с использованием переменных.
- Построение схемы взаимосвязи данных.
- Выражение зависимости между данными с помощью формул.
- Решение задач с помощью уравнений.
- Использование MS Excel для многократных расчётов.
- Применение MS PowerPoint для построения схем данных.
- Использование встроенного калькулятора MS Windows.
Занятие 1 - Введение. Число как модель
Занятие 2 - Условие задачи
- Вход в дистанционный курс, знакомство с его структурой и персонажами.
- Входной тест.
- Числа в арифметике и в жизни
- Числа как модели свойств объектов.
Занятие 3 - Графические модели условия задачи
- Условие задачи, его модели.
- Упрощение словесной формулировки.
- Упражнения на упрощение словесной формулировки задачи (средствами текстового редактора).
- Тест на «многословные задачи».
Занятие 4 - Данные, переменные
- Решение задач с помощью картинок и схем.
- Компьютерные инструменты для быстрого построения картинок к задачам.
- Упражнения на решение задач с помощью картинки.
Занятие 5 - Формула
- Данные и метаданные.
- Единицы измерения.
- Понятие переменной.
- Краткая запись условия задачи.
- Схема данных.
- Упражнения: решение задач разных типов.
Занятие 6 - Формула (продолжение)
- Формула – выражение связи между данными.
- Описание условий задач с помощью формул.
- От формулы к уравнению.
- Решение уравнений.
- Упражнения на составление формул по задаче и составление задач по формуле.
Занятие 7 - Решение задачи в общем виде
- Упражнения на решение задач с помощью уравнений.
- Проверочная работа.
Занятие 8 - Классификация задач
- Решение задачи в общем виде.
- Применение формул для многократных вычислений.
- Вычисления по простым формулам с помощью MS Excel.
Занятие 9 - Практикум
- Известные формулы – примеры.
- Командная работа «Классификация задач».
- Упражнения – решение задач разных типов.
Занятие 10 - Практикум (продолжение)
- Задачи про множество однотипных объектов.
- Понятие «среднего значения».
- Построение расчётной таблицы (прайс-лист с возможностью расчёта стоимости покупки) в MS Excel.
Занятие 11 - Практикум (продолжение)
- Задачи про действия во времени. Примеры, основные формулы.
- Командная работа – сочинение и решение задач.
Занятие 12 - Практикум (продолжение)
- Доли и дроби. Задачи про части и целое.
- Использование диаграмм для иллюстрирования задач на доли.
Занятие 13 - Подведение итогов курса
- Задачи про множества. Их решение с помощью картинок.
- Предварительный итоговый тест. Разбор результатов.
- Обобщение пройденного: условие – модель – формула – уравнение.
- Итоговый тест.
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.