Скоро Лукас Деркс - Социальные панорамы (часть 2 из 2)

  • Автор темы VkurseBot
  • Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
VkurseBot

VkurseBot

Модератор
20 Сен 2020
0
781
50
Голосов: 0
#1
[​IMG]


Социальная панорама – это модель мира человека, состоит из всего, что входит в его мир, составляет его мир, его маленькую «Вселенную», поэтому ее иногда называют еще «Микрокосмической» или «Духовной панорамой».

Социальная панорама представляет собой пространство вокруг каждого человека в форме яйца радиусом в среднем около 7-8 метров , в котором фракталами закодированы все элементы, составляющие его мир.

Социальная панорама – это инструмент диагностики и трансформирования паттернов социального мышления и социального интеллекта, в том числе самоидентичностей и персонификаций. А работа в социальной панораме – это способ бесконтактного изменения и улучшения любых видов взаимодействия.

Социальная панорама – это один из языков, с помощью которого мы можем общаться с бессознательным. Язык, в котором используется пространство вокруг нас. В этом пространстве можно представить всё – и не только социальное (семью, друзей, врагов, начальников и коллег), но и всё – себя, свои части, окружающие нас предметы и явления, события прошлого, проблемы и их решения и многое другое. А самое главное, все эти представления можно изменить, улучшить – и в результате изменится и улучшится ваша жизнь. Как? Ответ на этот вопрос вы найдете в книге, благо в ней есть кучи примеров и четких алгоритмов техник.

Книжка скорее всего больше понравится профессионалам в психологии и психотерапии, и это не та книжка, которую я бы рекомендовал для совсем начинающих.

Давайте посмотрим, в каких областях жизни применима социальная панорама. Полистаем оглавление:

- Составные части социального мира – первая глава книги посвящена теоретическим основам социальной панорамы, объяснению основных базовых понятий и положений, которые будут использоваться на протяжении всей книги.

- Модель социальной панорамы – эта глава посвящена вопросу, что же такое социальная панорама, каким законам она следует и какие возможности открывает. И уже начиная с этой главы мы начинаем использовать возможности изменений в социальной панораме для улучшения социальных отношений.

- Самосознание – эта глава посвящена нашему «Я»: нашей личности, нашей индивидуальности, нашей сущности – называйте, как хотите. Вы узнаете, как «Я» представлено в нашем теле и в социальной панораме, и сможете найти его и познакомиться с ним. Вы научитесь, как можно легко и просто преодолеть внутренние конфликты и собрать единый образ себя, изменить самоощущение и представления о себе, понять, кто же Я такой, поднять самооценку, и все это не только для того, чтобы почувствовать себя лучше и быть более эффективным в общении и жизни, но и просто чтобы найти Себя, полюбить Себя наконец, восстановить душевную гармонию и целостность, и в итоге, обрести счастье и радость от бытия самим Собой в этом мире.

- Создание власти – четвертая глава посвящена власти: как чрезмерному преклонению перед ней, так и чрезмерному подавлению других. И если вы не можете справиться с собой, когда вас вызывают на ковер, или, будучи начальником, чувствуете отдаленность от подчиненных, простые техники этой главы помогут вам наладить отношения и почувствовать себя на равных с любыми людьми.

- Отношения в группах – пятая глава Социальной панорамы посвящена отношениям в группах. Может вы чувствуете себя чужим, отдаленным от своей группы? А может наоборот, слишком близким и вам хотелось бы отдалиться? Возможно есть группы людей, которые вы ненавидите или боитесь? Или испытываете предубеждение? Эта глава поможет вам устранить разногласия и почувствовать себя своим в любом обществе.

- Семейная панорама – семья – это пожалуй одна из самых важных групп в нашей жизни. И наверное поэтому – самая конфликтная. Разногласия между детьми и родителями, мужем и женой, дальними и самыми близкими нам родственниками. Чрезмерная привязанность или отдаленность членов семьи, конфликты и борьба, исключение одного из членов семьи, преобладание одних над другими или подчинение. Всех проблем не описать. Но решение есть. Как всегда, все закодировано в нашем разуме. И изменяя эти кодировки, мы изменяем свое место в системе, тем самым изменяя всю систему семьи. Отношения нормализуются, выстраиваются, возникает правильный порядок. И как тут не вспомнить великого Берта Хеллингера с его семейными расстановками. И точно также Лукас Деркс показывает нам, как меняя наше представление семьи, мы меняем и наши отношения с ней. И показывает это на конкретных примерах и техниках.

- Духовная панорама – в этой главе Лукас Деркс замахнулся на святое, в прямом смысле этого слова. Как психология может помочь в чисто духовных делах? Помочь справиться с горем потери, примириться с умершими, усилить состояние связи с Богом и даже поэкспериментировать с одержимостью и экзорцизмом.

- Тренировка и обучение в группах — последняя глава Социальной панорамы предназначена для тренеров, учителей и всех, кто связан с руководством и обучением. У вас появятся возможности решить любые проблемы начиная от страха перед группой и заканчивая личностью тренера.

Ссылка на книгу


5.1. Паттерны подсознательных стереотипов


В последние десятилетия когнитивные психологи тактично согласились в одном: наше мышление управляется классификациями и иерархиями, которыми люди пользуются для придания формы своим ментальным картам мира. Этим допущением в качестве точки отсчета пользуются и социальные когнитивные психологи, рассматривающие, каким образом люди проводят разделение на категории и присвоение рангов как себе, так и другим (Кунда, 1999) в процессе создания своей версии социальной реальности.

В Главе 4 я описал механизм, с помощью которого люди создают иерархические отношения, больших шишек и малозначимых персонажей – статус отношений в Социальной панораме. Процессы, благодаря которым происходит это разделение на категории, и будут являться главной темой этой главы. Эта тема, безусловно, важна, так как проблемы во взаимодействиях между группами являются результатом социальных карт, в которых некоторые персонификации помещены в неправильные, негативные или враждебные категории. Ключ к социальной картографии мирных отношений, по-видимому, будет крыться в ответе на вопрос: «Каким образом люди классифицируют друг друга?» (Деркс и Холландер, 1996а).

Социальные психологические исследования данного вопроса обращают внимание на индивидуальные и культурные шаблоны в рамках социальных классификаций. На какие типы делятся люди в той или иной культуре или субкультуре? Какие группы наделяются позитивными чувствами, а какие – негативными? Кто воспринимается как сильный, интеллигентный, богатый, агрессивный или подчиненный? Агостинос и Иннес (1990) обнаружили способ собирать подобную информацию в отдельные массивы данных, чтобы представить ее схематически. Их двухмерные диаграммы дают представление о «среднестатистической» карте социальной реальности населения. В подобной интегрированной модели социальной репрезентации можно увидеть, какие группы считаются позитивными, какие – негативными, а какие – самыми важными.

Когда мы переводим эти результаты исследований в трехмерное пространство Социальной панорамы, оказывается, что каждая категория имеет определенное местоположение. С помощью Техники 2 «Обнаружение своего места в человечестве» (Глава 2) мы можем увидеть, какими категориями пользуется человек и где они находятся в его Социальной панораме. Если вы спросите сотню людей «Где вы видите капитанов кораблей, бедуинов или королевскую семью?», а затем проанализируете ответы, результат и будет являться «среднестатистической трехмерной социальной реальностью».

Информация, которая сопоставляется в данной главе, является результатом огромного количества терапевтических сессий, предметом которых служили проблемные отношения между группами. Многие идеи также были получены на основе демонстраций и упражнений на более чем 50 воркшопах, в которых формировались группы, а затем между ними искусственно создавалась вражда с помощью соревнований или слухов. Последующее разрешение возникших негативных отношений позволило получить целый ряд полезных инсайтов, раскрывающих действие когнитивных механизмов.


5.1.1. Групповая персонификация

Групповая персонификация - это результат того, что люди помещают друг друга в ту или иную категорию. Подобные персонификации состоят из большого количества индивидуумов, которые функционируют как единая «человекоподобная когнитивная конструкция». Или, если говорить проще, групповые персонификации появляются на свет, когда различные люди «окрашены в один цвет» на основе одной характеристики. Такие выражения, как «социальные ученые», «немцы» или «туристы» являются индикаторами наличия подобных когнитивных конструкций. Особенно сильные групповые персонификации можно опознать по использованию единственного числа вместо множественного: «испанец», «француз», «бош», «япошка», «углекоп». Подобные групповые репрезентации так же, как и репрезентации людей, в Социальной панораме наделяются качествами, чувствами, мотивами, самосознанием, точкой зрения, духовными связями и собственным местоположением.

Когнитивные процессы, необходимые для формирования групповых персонификаций, часто называют словами «генерализация» и «стереотипы». Если групповая персонификация сопровождается формированием негативных отношений, то мы можем говорить о «дискриминации», «расизме», «предубеждении», «этноцентричности», «межгрупповой поляризации» или «мышлении «в группе/вне группы». Если значительная часть общества применяет подобные категории мышления, результатом этого может стать появление в нем неконтролируемых сил.

Для целей этой книги, думаю, будет достаточно сказать, что подобное стереотипное мышление в истории человечества не раз давало социально-когнитивное топливо для бесконечных и кровавых конфронтаций. Войны на Балканах, в Афганистане, Руанде, Северной Ирландии и Израиле доказали, что подобные процессы можно легко вызвать к жизни. Но когда они уже разгорелись, контролировать их очень трудно. Необходимость более глубокого понимания психологических механизмов, которые лежат в основе подобных конфликтов, занимала многих психологов, в числе которых – Оллпорт (1954) и Шериф и Ховланд (1961). Эти исследования стали почвой для развития крупной области социальной психологии.

Чтобы остаться в рамках моего исследования паттернов бессознательного социального познания и их применения, мы ограничимся следующими вопросами:

  1. Что собой представляет пространственная структура социальных отношений?
  2. Каким образом мы можем применить знание пространственной структуры для улучшения проблематичных отношений с групповыми персонификациями?

5.2. Социальные отношения в Социальной панораме


Если говорить просто, то социальные отношения есть не что иное, как чувства, которые появляются при мысли о конкретных людях (Хайдер, 1958). Другими словами, вы думаете о персонификации – и в результате у вас возникают хорошие, негативные или нейтральные чувства. Если вы захотите понять, откуда они приходят, и спросите себя «Почему меня слегка тошнит, когда я думаю о мясниках?», то иногда вы можете обнаружить действительно вполне твердую причину. Однако чаще всего вы не обнаружите там ничего осязаемого. У вас просто возникает неприятное ощущение в животе – и все. Вам «просто не нравятся мясники», у вас нет с ними никаких дел или мясники – «просто не ваш тип». Если говорить коротко, то отсутствие интроспективного доступа к информации очень ясно говорит нам, что в данном случае задействованы подсознательные процессы.

Как уже говорилось в Главе 3 по поводу ощущения себя, нам приходится признать: та значительная роль, которую играет в социальной жизни шестое чувство, имеет под собой онтогенетическую основу. Другими словами, нам нужно учитывать тот факт, что у человеческого эмбриона развитие пищеварительной системы предшествует развитию мозга (Гершон, 1998). Задолго до того, как контроль над телом обретает мозг, пищеварительная система разумно превращает молоко в ребенка. Огромное количество нервных клеток, окружающих кишечник, Гершон называет «вторым мозгом». Его гипотеза заключается в том, что в первые месяцы жизни люди больше думают животом, нежели головой.

Важность шестого чувства в социальных взаимоотношениях, возможно, может быть сведена к комбинации двух очень ранних и основанных на физических ощущениях концептуальных метафорах:

  1. Я – это мой живот.
  2. Мама – это еда.


Эти концептуальные метафоры, которые трансформируются из базового опыта, позже становятся автоматическими мыслительными процессами – и они формируют строительные блоки когнитивного бессознательного.

«Я – это мой живот» и то воздействие, которое оказывает на меня материнское кормление (приятно, я удовлетворен, я сыт) позже могут быть генерализованы в другую концептуальную метафору: «Приятные люди вызывают у меня в животе приятные ощущения». Гершон указывает, что шестое чувство оказывает влияние на наш процесс принятия решения на подсознательном, автономном уровне. Из живота поступают позитивные или негативные чувства, которые, возможно, являются вариациями базового опыта «хорошей пищи» и «плохой пищи». Социальные отношения, рассматриваемые подобным образом, окрашиваются подсознательным подтекстом, который говорит нам о том, хорош ли «на вкус» тот или иной человек. (49).


Переводчик: ТС

Часть первая здесь
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

О нас

Слив платных курсов - скачать бесплатно

На форуме мы делимся сливами популярных курсов в различных областях знаний! Если вы хотите повысить свою профессиональную квалификацию, но не хотите тратить много на курсы, то вы попали по адресу.

VKURSE.INFO регулярно публикует:

  • слив курсов от лучших онлайн-школ, инфобизнесменов и блогеров;
  • вебинары, марафоны, мануалы, от популярных блогеров на тему здоровья и саморазвития;
  • торрент-курсы, книги и гайды, обучения веб-дизайну, программированию, создания сайтов, бизнеса, продвижения в социальных сетях актуальных сегодня.

Мы ежедневно обновляем нашу коллекцию, чтобы вы могли бесплатно найти и скачать необходимый слив курсов обучения

Быстрая навигация

Меню пользователя