- Нарциссизм и травматические состояния: теории , происхождение, проявления.
Психоаналитические и юнгианские теории нарциссизма (З.Фрейд, М.Балинт, Х.Кохут, О.Кернберг, Н.Шварц-Салант, Р.Джонсон, Д.В.Винникотт, Ж. Бержере, М.Якоби, М.Вудман, Дж. Холлис, К.Аспер). Онтогенетические корни нарциссизма и пограничных расстройств. Теории развития (М.Малер, Дж. Мастерсон) и время формирования нарциссической проблематики. Нарциссические состояния и типы нарциссических расстройств (нормальный и патологический нарциссизм в психоанализе, представление о профиле нарциссической и пограничной личности у Шварц-Саланта).
Проявления нарциссической/ травматической патологии в самоотношении, взаимодействии с окружающими; специфические защиты, аффективные особенности. Телесность при нарциссических расстройствах.
- Травматические содержания, паттерны, и деструктивные процессы при нарциссических и пограничных расстройствах.
Архетипический образ раны. Архетип травмы: соотношение реального и фантазийного травматического опыта при нарциссической патологии.
Желания и стыд у нарциссических пациентов. Неосуществимое и неосуществленное. Внутренний саботаж и циклический сценарий «создание – разрушение» (М.Кляйн, М.Якоби, М.-Л.фон Франц, Г.Кристал). Невыносимость эмоций и желаний и специфика депрессивных реакций на удовольствие у нарциссических пациентов (анализ мифа о Ниобе, сказочного сюжета о запроданном ребенке).
Способы восстановления контакта с желаниями в аналитической терапии. Обсуждение вопроса о поддерживающих техниках в анализе. Специфика принятия помощи и реакции на похвалу.
Особенности самовыражения у лиц с нарциссическими нарушениями: алекситимические явления, их сходство и различие с алекситимией пациентов-травматиков. Сбой символизации и аутодеструктивные процессы.
Инстинктивное и телесное у пациента: возможности использования и понимания языка тела. Специфика формирования и функционирования Персоны. Дисморфофобические проблемы нарциссического пациента, их специфика и способы работы с ними. «Убивающий взгляд в зеркале» (П.Киньяр). Дисморфофобические жалобы как особый язык самовыражения при нарциссизме.
- Пустота как архетип и реальность.
Концепция «ложного селф» Д. Винникотта. Защита болезненной пустоты (П. Кейсмент).
Образы и переживания брошенности, недоступность контакта и одиночество. Ранние нарушения эмоционального развития при нарциссизме. Формирование нарциссических черт в современном мире: отчуждающая «черная педагогика» (А.Миллер), «ветеринарная медицина» (Ф. Дольто) и педагогические традиции Нового времени (М. Фуко, Ф.Арьес).
Зачарованность травмой как способ заполнения пустоты. Одержимость злом и цепная реакция зла в работах М-Л. фон Франц. Образы зачарованности злом и страданием в искусстве. Сочетанность нарциссического и травматического в русской литературе (виды соотношений нарциссической и травматической доминант в произведениях М.Лермонтова и В.Набокова).
Переживания пустоты в переносе и контрпереносе: невозможность иметь и сохранять. «Нет» и «убийство» анализа: трудности в терапии нарциссического пациента. Формы деструктивного поведения пациента и стратегии работы аналитика. Роль негативного контрпереноса и его использование в работе с сложными пациентами (в том числе в работах Винникотта, Кейсмента).
- Ненастоящее и неживое: образы фантомов, привидений и мертвецов.
Сказочные мотивы, специфические для нарциссических и травматических сценариев. Нарциссическая тревога в фольклоре. Сюжет самозванства в народной сказочной традиции. Особенный ребенок – герой или жертва. Волшебное дитя и его теневой двойник; проблема истинного селф героя. Образы украшенной жертвы, хрустального гроба.
Освобождение и снятие чар – появление трикстерных образов и сюжетов в динамике анализа и в жизни пациента. Способность к шутовству и высмеиванию как критерий и ресурс при работе с нарциссическими нарушениями. Смешное в произведениях Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина.
Бахтинская концепция освобождающего смеха. Игра с непристойным и запретным в современном детском фольклоре.
- Терапевтические стратегии: низкие и высокие образы трансформации, их использование в анализе истории пациента, переноса и контрпереноса.
Создание сюжета: разрушение и восстановление психических структур.
Фальшивая трансформация – ловушка в терапии сложных случаев. Обманное и лживое: использование «ложного языка» в десимволизированной ситуации.
Неизвестные и малоизученные мифологические образы и сказочные сюжеты в анализе. Социокультурная специфика современности: «новый пациент» или новые стратегии?
Феноменология терапевтического поля. Перспективы развития и вопрос о границах анализа. Динамика переноса/контрпереноса; эротизация трансферных отношений в терапии тяжелых личностных расстройств.
Пристальное изучение возможно большего корпуса мифопоэтического материала, исследование собственных стратегий работы с образами и символами, - вот основное условие полноценной аналитической работы. Это дает возможность амплифицировать невыразимые и заблокированные психические содержания; видеть уникальное в каждом случае сочетание образов, архетипических фигур, которые трогают пациента и позволяют ему продвигаться в его внутреннем мире.
Мы будем использовать тексты классиков русской литературы, малоизвестные мифы и сказки разных народов для того, чтобы собрать глубинные образы нарциссических состояний/пустоты, боли, дезориентированности, несуществования, и найти внутреннее уникальное в каждом случае архетипическое движение к выздоровлению.
На наших занятиях будут представлены следующие темы: - Формирование нарциссизма и нарушений личности
- соотношение реального и фантазийного травматического опыта при нарциссической патологии
- невыносимость эмоций и желаний, специфика депрессивных реакций на удовольствие у нарциссических пациентов
- специфика переживания пустоты и брошенности: пустота как архетип и реальность
- одержимость злом и цепная реакция травмы
- феноменология нечеловеческого и ненастоящего в литературе и фольклоре и клинических случаях
- динамика развития образов смешного, запретного и непристойного у пациентов с личностыми расстройствами, как использовать юмор в анализе
- Доля и судьба: оставленность и запроданность как мифология внутренней жизни
- и многое другое
Писаренко Наталья Александровна - юнгианский аналитик , член IAAP
Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог, аналитический психолог, детский психотерапевт