Голосов: 0
#1
Курс: Лермонтов-боренье дум . Магистерия . Михаил Свердлов.
Задача курса - ввести слушателя в мир Лермонтова, углубиться в его поэтику, охватить все жанры и темы, представленные творчестве классика. Первые семь лекций посвящены лирике. Сначала беседа о поэтических принципах Лермонтова, потом шесть разговоров об основных темах его лирических стихотворений: поэт и поэзия, стихи о любви, природа, история и философские размышления. Замыкает эту часть цикла разговор о стихотворном стиле. От лирики мы переходим к обсуждению главных поэм величайшего русского романтика - «Песне о купце Калашникове», «Мцыри», «Демон». Далее последует разбор стихотворной драмы Лермонтова - «Маскарад». Завершает курс пристальное чтение лермонтовской прозы - от незаконченной новеллы «Штосс» до произведения, ставшего одним из лучших образцов европейского психологического романа - «Герой нашего времени».
Автор курса Михаил Свердлов
Литературовед. Школа филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Михаил Свердлов — критик и литературовед, специалист по английской и русской литературе XIX-XX вв. С 2012 года - доцент Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Автор и редактор многочисленных книг о русской и зарубежной литературе, учебников для школ и гимназий.
Кому подойдет этот курс
Курс адресован в первую очередь учителям, школьникам, абитуриентам и студентам, изучающим классическую русскую литературу. Он призван помочь по-новому взглянуть на произведения Лермонтова, очистить восприятие от привычных подходов и штампов. И конечно, такой разговор может быть интересен всем, кто читает и перечитывающим родную классику.
Чему вы научитесь
По итогам курса слушатель сможет не только получить обширные сведения о творчестве Лермонтова, не только совершить путешествие в созданные им миры, но и получить или отточить навыки анализа текста, пристального чтения, научиться слушать и понимать стихи, говорить о них, читать между строк драматического и прозаического текста.
Программа курса
Огонь в крови и тайный холод. О двух магистральных противоборствующих направлениях поэтической мысли в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Венец певца, венец терновый. О высшем предназначении поэта и его бескомпромиссной войне с современниками.
Любовь не здесь и не сейчас. Развитие темы любви и ее законов в раннем и позднем творчестве поэта.
Тупик мистического экстремизма. Сравнительный анализ двух лирических стихотворений - М.Ю. Лермонтова и А.К. Толстого.
Стратегия усиления напряжения. Лермонтовская стратегия воздействия на читателя: стихотворение «Свидание».
Роман с природой. Особенности пейзажной лирики М.Ю.Лермонтова.
Дряхлеющий мир. Исторические мотивы и историо софские прогнозы в лирике М.Ю. Лермонтова.
Диалектика личности. О трех стадиях развития лирического героя в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
Поэзия в бездне динамики. Карта стилевого разнообразия поэтики М.Ю. Лермонтова.
Порыв и безнадежность: поэма «Мцыри». Философский итог романтической поэтики и идея трагического познания в поэме «Мцыри».
В плену властелина размеров. Судьба стихотворного размера поэмы «Мцыри» в русской литературе революционной и послереволюционной поры.
Мировая скорбь: поэма «Демон». «Демон» как предел земной любви и предел любого влюбленного героя в поэтике Лермонтова.
Тоска о старине: «Песня о купце Калашникове». Синтез фольклорных элементов и оригинальный авторский замысел в «Песне о купце Калашникове».
«Демоническая» драматургия: «Маскарад». Биографический и литературный фон драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Обстоятельный анализ замысла и персонажей пьесы.
Жестокий Лермонтов и бедный Энгельгардт. Пример одной из побед М.Ю. Лермонтова в войне за предельные выразительные средства.
О названии романа «Герой нашего времени». Два смысла названия и композиционные сложности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Лермонтовская проза как завершение европейского психологического романа. Произведения М.Ю. Лермонтова в контексте литературной традиции психологического романа. Жанровые смещения и формула психологизма в романе «Герой нашего времени».
Дума фаталиста. Перекрестный комментарий стихотворения и прозы. Единство метода в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Механизм психологической прозы. Анализ лермонтовской прозы на примере небольшого отрывка из повести «Княжна Мери».
«Герой нашего времени»: система персонажей. Три перспективы прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и анализ системы персонажей.
Любовь у Лермонтова и любовь у Пушкина. Высокая любовь лирики A.C. Пушкина и хищная любовь в поэтике М.Ю. Лермонтова.
Готический Лермонтов: «Штосс». Европейская традиция готической литературы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Загадки отрывка из неоконченной повести «Штосс».
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.