Голосов: 0
#1
Курс геологии "Жизнь Земли" , 15 лекций, возраст 8+.kik.Елена Кирилишина.
Этот курс для тех, кто хочет узнать, как устроена Земля, разобраться в геологических явлениях, происходящих на нашей планете. Слушатели получат общее представление о процессах, зарождающихся в недрах Земли или происходящих на ее поверхности. Узнают, что такое горные породы, и какие они бывают. Занятия проходят в комбинированной форме: лекция-практикум. На каждом занятии проводится либо эксперимент, либо моделирование тех или иных процессов, связанных с изучаемой темой.
Преподаватели курса:
Елена Кирилишина. Геолог, выпускник МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат геолого-минералогических наук, лектор ИЦ «Популярная геология» Геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Наталья Правикова -кандидат геолого-минералогических наук, доцент геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Геолог с многолетним опытом полевых работ в отрядах геологического факультета, полевой преподаватель Крымской геологической практики II курса, автор многочисленных учебных пособий и курсов.
План занятий.
1. Строение Земли. Геологические процессы. На первом занятии мы узнаем, как устроена наша планета, какие процессы на ней происходят в наше время и происходили в геологическом прошлом, познакомимся с горными породами. Занятие проводит Е.Кирилишина
2. Как растут горы и куда уходят океаны. Обсудим строение верхней «каменной» оболочки Земли – литосферы, и подстилающей горячей «прослойки» — астеносферы. Занятие проводит Н. Правикова
3. Магматизм-1. Магматические горные породы. Обсудим, где и как формируется магма, почему часть магмы изливается на поверхность, а часть – застывает в недрах Земли. Вспомним, кто такие Плутон и Гефест. Научимся отличать гранит от базальта. Проведем моделирование некоторых магматических процессов. Занятие проводит Е.Кирилишина
4. Магматизм-2. Вулканы и вулканические горные породы. Какие бывают типы извержений, чем аа-лава отличается от канатной. Вспомним, где находятся Помпеи и что с ними случилось. Узнаем, где искать агаты и халцедон. Создадим модель вулкана своими руками. Занятие проводит Н. Правикова
5. Землетрясения и цунами. Где и почему происходят землетрясения? Стоит ли бояться в московской квартире, что люстра зашатается, а шкаф – упадет? Где бывают цунами и как можно с ними бороться? На занятии мы обсудим эти многие другие вопросы, связанные с землетрясениями и их последствиями. Занятие проводит Н. Правикова
6. Геологические процессы на поверхности Земли. Обсудим деятельность рек и озер, морей и океанов, ветра и ледников. Как изменяют нашу планету все эти факторы? Что преобладает в геологических процессах – разрушение или созидание? Занятие проводит Н. Правикова
7. Опасные геологические процессы: лавины. Чем опасны лавины, где можно с ними встретиться и что делать в этом случае. Как нужно вести себя в лавиноопасных районах и можно ли попасть в лавину, катаясь на горке возле дома. Посмотрим, какое специальное лавинное оборудование существует и как оно может помочь в поиске засыпанного лавиной человека. Занятие проводит Н. Правикова
8. Осадочные горные породы, модели их образования. Слушатели подробно познакомятся с осадочными горными породами. Узнают, как они образовались и увидят модели этих явлений в действии, научатся отличать песчаник от известняка. Занятие проводит Е. Кирилишина
9. Геология и время.
Любой геологический процесс имеет свою длительность и произошёл в определенный момент истории. Как определить, когда сформировалась горная порода и как долго накапливалась? Нам помогут остатки ископаемой фауны, прослои вулканических пеплов и радиоактивные элементы. Разберёмся, какой из методов можно использовать в случае работы с известняком, мрамором и гранитом, проведём моделирование подобных процессов. Занятие проводит Н. Правикова.
10. Палеонтологические методы исследования древних толщ.
О чем нам говорят остатки тех или иных древних организмов? Можно ли по окаменелостям понять, где жили эти организмы, чем питались, как выглядели? На эти и другие вопросы отвечаем на этом занятии. Занятие проводит Е. Кирилишина
11. Вода на земле.
Вода бывает разная: холодная и горячая, твердая и жидкая, соленая и пресная. А еще, вода – это самый универсальный растворитель во Вселенной, колыбель жизни, разрушитель и созидатель, великий летописец, самое полезное ископаемое и необычное вещество. На нашем занятии слушатели узнают о роли воды на Земле и ее значении для живых организмов, познакомятся с интересными и необычными свойствами воды, каждый проведет ряд экспериментов самостоятельно. Занятие проводит Е. Кирилишина.
12. Складки и разрывы.
В недрах и на поверхности Земли происходят удивительные процессы — ровные слои сминаются в причудливые формы, блоки разрываются и смещаются на десятки, сотни и даже тысячи километров. Как и почему это происходит? Узнаем на занятии и создадим модель зоны деформаций. Занятие проводит Н. Правикова
13. Метаморфические горные породы.
Узнаем, как влияют температура и давление на формирование таких пород. Что общего у мрамора и известняка? Можно ли обжечь глину и как сделать из нее роговик? Занятие проводит Е. Кирилишина
14. Рассказ-путешествие по Южному Уралу.
Что делать на Южном Урале? Кататься на лыжах и санках, ответите Вы. И это верно, ведь там есть неплохие горки). Однако, геологи работают преимущественно летом, изучают осадочные и магматические породы, собирают образцы для лабораторного изучения, составляют геологические карты и придумывают модели формирования этих древних гор. А еще они готовят обед на костре (да-да), поют песни под гитару и носят свитера и бороды (почти все). Расскажем о жизни настоящих геологов, покажем фото, обсудим историю формирования Южного Урала и некоторых древних животных, которые там обитали. Наталья Правикова — геолог, работавший на Южном Урале 7 долгих полевых сезонов. Елена Кирилишина — палеонтолог, который собирал и изучал остатки древних организмов на Южном Урале. Занятие проводят Н. Правикова и Е. Кирилишина
15. Как стать геологом.
Где и как учат юных геологов, ведь научиться геологии «на слух» – невозможно, нужны «поля». Мы вместе побываем в Крыму, ведь в этом регионе проходят студенческие геологические практики. Заберемся на вершину куэсты и попробуем нарисовать макет геологической карты.
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.