Голосов: 0
#1
Чему вы научитесь?
Понимать, как формируются нормы проявления и описания чувств
Распознавать влияние различных идеологий на ваше собственное понимание любви, страдания, радости
Говорить о чувствах на разных языках
Ориентироваться в новых формах социального неравенства
«Учитесь властвовать собою» – в этом известном онегинском назидании воплотилась одна из важнейших идей современности: человек обязан уметь управлять своими чувствами; более того, способность понимать свои эмоции, различать их, регулировать их интенсивность – и есть характерная черта субъекта модерна и пост-модерна.
С начала ХХ столетия инструменты и принципы эмоционального управления разрабатываются в рамках новых, специальных дисциплин, сделавших человеческую психику предметом своего изучения. Со временем владение языком этих дисциплин от психоанализа до коучинга, их методами и оптикой становится частью повседневной жизни городского среднего класса, а качество испытываемых человеком эмоций и достоверность их репрезентации превратились в один из статусных маркеров. «Эмоции стали пониматься как самая суть удавшейся жизни. Субъект призван не просто выполнять свои обязанности или стремиться к определенному статусу. Нет, задача — раскрыть свое аутентичное «Я» и реализоваться в богатой эмоциональной жизни» – говорит немецкий социолог Андреас Реквиц.
Став критерием состоявшейся, полноценной жизни способность управлять чувствами так же важна, как способность управлять собственностью. Более того, в этой парадигме чувства – и есть собственность, именно поэтому социологи говорят о формировании «эмоционального капитализма» , то есть, не только политического, но и эмоционального режима – системы поведения, определяющей то, как мы говорим о своих чувствах, понимаем «нормальное» и «ненормальное» и, в том числе, делаем выводы о том, кто достоин любви, сочувствия, уважения – а кто нет.
В ходе этого курса мы поговорим о том, как устроен эмоциональный капитализм и какие типы личностей он создает. С какой целью современный человек стремится управлять своими чувствами? Где он учится необходимым навыкам? Делает ли способность «властвовать собою» счастливее? И, наконец, какие альтернативы эмоциональному капитализму мы можем найти в других исторических эпохах и других обществах.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим чувства и способы их понимания не через призму психологических дисциплин – а социологически. Нашей задачей будет не понять, как лучше или эффективнее управлять эмоциями, но разобраться в том, почему современный индивид считает это необходимым. В ходе курса мы рассмотрим индустрию производства знания об эмоциях, поговорим о феномене эмоционального труда, проанализируем влияние идеологии позитивного мышления на социальные процессы и институты.
Понимание устройства эмоционального режима – первый шаг к освобождению от догм, определяющих, как «правильно» чувствовать и «правильно» жить. Присоединяйтесь, если хотите увидеть эти догмы и, возможно, пересмотреть их.
Курс будет интересен
Автор курса
- Тем, кто занимается с терапевтом, ходит на тренинги личностного роста, воспитывает в себе привычки эффективных людей, старается всегда быть «на позитиве» – но почему-то вопреки всему не становится счастливее;
- Тем, кто устал от Тиндера и боится, что это с ним или с ней что-то не в порядке;
- Психологам, которые хотят понять, какое значение их труд может иметь не только для отдельных клиентов, но и для общества в целом;
- Социологам и философам, размышляющих о субъектности современного человека.
Полина Аронсон
Социолог и журналист, автор книги "Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств" (М: Индивидуум, 2020).
Родилась в Санкт-Петербурге, в 2003 году закончила факультет социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета по специальности «Социальная антропология», затем продолжила образование в аспирантуре того же факультета и в 2007 году защитила кандидатскую диссертацию. С 2007 по 2012 год училась на PhD-программе в Варвикском университете (Warwick University, Великобритания) и получила степень PhD в социологии. Также проходила стажировку во Фрайбургском университете (Германия), работала в институте социологии здоровья берлинской клиники Шарите, а в 2014 году стала стипендиаткой Эйнштейновского Форума (Потсдам).
Основная сфера исследовательских интересов Полины – эмоции и способы их выражения и концептуализации в различных обществах. С 2017 года Полина принимает участие в исследовательском проекте «Трансформация эмоциональных стилей в пост-советской России» (Университет Бен-Гуриона, Израиль) и одновременно как журналист сотрудничает с рядом российских и международных изданий: Кольта, AEON, Deutsche Welle, openDemocracy и dekoder.
Лекция 1.
«К чему нам сантименты?» Как, зачем и почему социальные науки исследуют чувства. Что такое эмоциональные режимы, какими они бывают и в чем они проявляются.
Лекция 2.
«Индивидуальный эмоциональный предприниматель» или «Психологический человек». На какие нормы и какие ценности ориентируется современный субъект чувствования – и чего он/она ждет от других.
Лекция 3.
“Только не бейте меня по лицу, я им работаю!”. Как устроен эмоциональный труд и почему его так легко эксплуатировать.
Лекция 4.
“Жила-была девочка - сама виновата”. Эмоциональная стратификация как новая форма социального неравенства.
Лекция 5.
“Никто никому ничего не должен”. Переосмысляя понятия долга и заботы.
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.