«…Методика работы с телесным сценарием с помощью ранней детской сказки позволяет прикоснуться к протоколу как сердцевине невербального соматического опыта.
Впервые о телесном сценарии начал говорить Эрик БЕРН. Его идея состояла в том, что первые отклики на окружающий мир происходят в большей степени телесно. И, если мир комфортен, мать откликается на потребности ребенка, посылает ему любовь и принятие — тело расслабляется и ребенок развивается нормальным, здоровым образом.
Если же обстановка неблагополучна, мать отстраняется от ребенка или раздражается на него, тем самым транслируя ему предписания «Не живи», «Не будь собой», «Не будь близким», «Не будь важным» в теле образуются зажимы, блоки, напряжения или другие виды разбалансировки организма. Эти дисбалансы фиксируются, и как бы, запечатлевают ранние травмы, являясь одновременно младенческими защитными механизмами. Берн называл такие ответы довербального периода — протоколами. И именно совокупность протоколов лежит в основе телесного сценария.
По Берну «Протокол — это довербальное суждение, образ реальности, которое создается внутренним напряжением, связанным с существующими потребностями» (Берн, 1972). Временное напряжение и отстранение для самосохранения становится паттерном хронического мышечного сжатия в ответ на постоянное родительское программирование.
Физиологически система управляется закрытием в ответ на боль и открытием в ответ на удовольствие. Таким образом, формирование сценария поддерживается безмолвным внутренним защитным диалогом во младенческом и детском возрасте между Адаптивным и Естественным Ребенком. Подобный невербальный защитный диалог ведет к подавлению спонтанного выражения Свободного (Естественного) Ребенка и поддерживанию сценарной адаптации Адаптивного Ребенка. Поддержание мышечных защит требует огромного количества энергии, что блокирует выражение чувств.
«Протоколы запускаются как постоянные бессознательные шаблоны принятых решений о значимых фигурах и первом опыте встреч с ними в нашей жизни… По существу, протокол — это скрытый уровень соматической и отношенческой организации, которая управляет вне осознания и предшествует образованию сценария. Протокол — это больше, чем имплицитная память. Это не только запись прошлого. Это результат активных усилий ребенка придать событиям значение и ощущение, как телесно, так и невербально» (Корнелл, 1980).
Берн подчеркивал, что в терапевтическом процессе важно найти миф или сказку, в которых отражены паттерны жизенного сценария. И с помощью сказки мы получаем возможность через образы и метафоры проникать в глубинные психические структуры.
Работа с телесным сценарием всегда сложна из-за того, что формируется в очень раннем довербальном периоде. Потому мы и создали оригинальную методику, которая помогает клиенту осознать элементы своего телесного сценария и даже изменить некоторые из них.
Идентификация с образами и символами из сказки позволяет погрузиться на уровень протоколов, осознать происходящие там процессы и произвести некоторые изменения.
В процессе работы клиент предъявляет разные архаичные структурные эго-состояния: структуры второго, первого, нулевого порядков. Такую точную смену эго-состояний можно наблюдать со стороны, и она также присутствует в ощущениях клиента"