ПРОГРАММА
Тема первая
Избрать качество огня своего
2 часа
Авторитарный, традиционный образовательный процесс: история, теория, корни, распространенность, практика. Анализ теории и практики авторитарной педагогики. Основные постулаты авторитарной педагогики.
Гуманный, классический образовательный процесс. Классическое педагогическое наследие - источник гуманного образа педагогического мышления и зарождающейся практики. Основные постулаты гуманной педагогики.
Выбор учителя (воспитателя, педагога) предопределяет качество его педагогического творчества и опыта, который он будет набирать. Что есть опыт, что есть стаж - их содержательный анализ. Трудности на пути гуманной педагогической тропинки.
Тема вторая
Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она состояние духа человека
2 часа
Истоки зарождения педагогического сознания - чувство воспроизведения рода. Религиозное сознание и педагогическое сознание. В жизни людей проблема воспитания постоянная и меняющаяся. Качество жизни и воспитание - их взаимосвязь. Что значит: педагогика есть состояние духа человека. Общечеловеческий опыт воспитания и культура педагогического мышления. Причины и проявления педагогического консерватизма. Субъективное и объективное в педагогике. Индивидуальный и коллективный субъективизм в образовании. Педагогика - наука, или искусство. Чувствознание и педагогическаяа истина. Классики педагогики - хранители педагогической истины. Личность учителя, воспитателя и судьба образования. Расширение смысла педагогического профессионализма.
Тема третья
Наша душа небесного происхождения
4 часов
Идея - фундамент мыслехрама образования, она объединяющая и направляющая сила. Теория о допущениях. Категории допущений. Побудители выбора допущений. Допущение Н.И.Лобачевского и "воображаемая геометрия". Необходимость воображаемого Мыслехрама Образования. Препятствия и защита выбора. Трехмерность педагогического сознания. Основа авторитарной педагогики - узкое материалистическое восприятие мира. Духовная основа учений классиков педагогики. Понятия, ограничивающие педагогическое сознание, и понятия, способствующие его расширению. Допущения гуманной педагогики. Взгляд на ребенка. Смысл четвертого - духовного - измерения педагогического сознания. Смысл духовного гуманизма. Христианские истоки классических педагогических учений. Восточная мудрость и западная классическая педагогика - возможность синтеза. Марк Фабий Квинтилиан: "Наша душа небесного происхождения". Миссия и жизнь человека. Возможность принятия четвертого измерения.
Тема четвертая
Семантика гуманной педагогики
4 часов
Подход к раскрытию сути педагогических понятий - четвертое измерение. Слово - опора развития человеческого сознания и культуры. Язык и культура - дары человечеству. Слово - хранитель изначальных смыслов. Духовная суть слова. Искажения смысла слов, наполнение слов скудным опытом и знаниями. Способ творения новых слов, заложенный в языке. Санскрит - один из подходов раскрытия смысла педагогических понятий в русской речи. Духовные сути слов: Школа, Учитель, Вера, Гуманный, Гуманная педагогика и др. Сравнительный анализ смыслов этих понятий в традиционной и гуманной педагогиках. Духовные смыслы слов и направленность гуманного педагогического сознания.
Тема пятая
"Мы все родом из детства"
10 часов
Тело - инструмент души. Целостность духовного и естественного в человеке. О трех стихийных страстях в ребенке: развитие, взросление, свобода. Страсть к развитию. Функциональная тенденция и развитие (Д.Н.Узнадзе). Теория о зонах развития (Л.С.Выготский). Закономерности развития. Соотношение обучения и развития. Закон трудностей в развитии. Спонтанное и организованное развитие. Системы развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов). Принцип сотрудничества в педагогическом процессе. Идея развития в гуманно-личностном педагогическом процессе.
Страсть к взрослению. Закон привязанности. Игра, как воображаемая взрослость. Закон взросления. Какой ребенку нежен взрослый. Условия защиты детей от заражения дурными привычками и влияния асоциальной среды. Теория об основной трагедии воспитания. Возможные конфликты с Ребенком (детьми), и пути их разрешения.
Страсть к свободе. Суть свободы. Теория и практика свободного воспитания Л.Н.Толстого. Чувство свободного выбора. Духовная общность и переживание свободы в педагогическом процессе. Свобода в условиях необходимости. Мотивы, интересы, увлечения в переживании свободы и свободного выбора.
Тема шестая
"Он уже живет"
6 часов
Понятие жизни. Ребенок не готовится к жизни, он уже живет (К.Д.Ушинский). Два уровня жизни детей. Воспитание в жизни, с помощью жизни и для жизни. Цель воспитания. О глубинном воспитании. Общение - сердце гуманного педагогического процесса. Принципы гуманной педагогики: очеловечивать среду вокруг ребенка, проявить творящее терпение, принимать ребенка таким, какой он есть, дарить ребенку радость успеха, строить педагогический процесс на понимание духовности, сделать ребенка равноправным участником педагогического процесса.
Тема седьмая
Творящая сила мысли
6 часов
Проблема мысли возникает в гуманной педагогике в силу четвертого измерения. Три аспекта мысли: сущность мысли, воспитание мысли, защита детей мыслью.
Сущность мысли: мысль есть существо духовного плана; жизнь творима мыслью. Рожденная мысль бессмертна, объединяется с мыслями себе подобных, возвращается к своему родителю с целью воздать должное; влияет на людей и природные явления.
Человек несет ответственность за свои мысли.
Воспитание мысли: уроки мышления, светлых мечтаний, творчества, терпения; забота о всеобщем благе; прекрасномыслие, добромыслие. Точность и ясность мысли. Мудрость.
Защита детей мыслью: думать о детях, о Ребенке только хорошо, с надеждой, верой и любовью. Желать успех. Радоваться за успехи, помогать в трудностях, поддерживать в неудачах. Быть преданным детям, каждому Ребенку.
Уроки духовной жизни: содержание и построение уроков духовной жизни.
Тема восьмая
Урок - форма организации возвышенной жизни школьников
16 часов
Урок - возвышенная, духовно-нравственная и познавательная жизнь школьников. Урок для учителя - испытание и проявление творческих сил, путь совершенствования педагогического искусства, дар духа ученикам.
Атрибутика урока: образно выраженная тема, лейтмотив, план деятельностей, диалог, основанный на согласии, материал, организованный с целью развития духовно-нравственных усилий, любознательности и мышления, неповторимость и обособленность.
Настроение к уроку, закон красоты, увлеченность и вдохновение, любовь, терпение, сущностносообразность, возвысить и возвысится, учить учится.
Какой учитель нужен Ребенку: благородный, великодушный, спокойный, терпеливый, сдержанный, сострадательный, спешащий на помощь, доброречивый, мудрый; умеющий склонить, увлечь, вдохновлять; жизнерадостный; дружелюбный.
Ученик на уроке должен соприкоснуться: с пониманием беспредельности Вселенной, с собственным духовным миром, с идеей бессмертия души, с воображаемым будущим, с пониманием своего предназначения, с идеей о смысле жизни.
Ученик на уроке должен пережить: радость познания, интерес, красоту, силу мышления, уважение собственной личности, любовь учителя, бережное отношение к времени.
На уроке ученик должен освоить и развить в себе: живые знания с пониманием целостности изучаемого предмета или явления, целостности картины мира; устремленность к применению знаний в пользу блага; мышление, наблюдательность, волю, внимательность, память, терпение, потребность к трудностям. (Педагогика домашних заданий).
Как возвысить достоинство урока: взять на учет каждый урок, объяснить школьникам смысл и значение уроков в жизни, время от времени приглашать гостей на урок, подарить урок Ребенку на его день рождения, начать урок с надеждой, и завершить его оценкой достигнутого и планом на будущее, посвятить учеников в сложность подготовки уроков, вовлечь их в подготовку уроков, справлять юбилей в честь тысячного, двухтысячного и т.д. уроков. Аксиоматика гуманной педагогики.
Тема девятая
Радость познания. Методы.
6 часов
Закон «принуждения» и радость познания. Как быть с законом «принуждения». Метод в гуманной педагогике. Общение и познание. Методы:дорисовывание; нашёптывание на ухо; соавторство; «опустите головы, закройте глаза»; исследовательское познание; расчувствование; книжки-малышки; доброречие и мудроречие; составление словарей; домашние задания. Учитель и метод. Красота исполнения педагогических процессов. Сотрудничество.
Тема десятая
Система выращивания письменноречевой деятельности у школьников
6 часов
Письменная речь - светильник души. Слово в религиозном, философском и литературном понимании. Духовный аспект слова. Ущербность традиционной системы обучения письму. Сравнительный психологический анализ устной и письменной речи. "Письменная речь как алгебра речи". Основные компоненты выращивания письменноречевой деятельности. Учебно-методические комплекты. Педагогические мудрости.
Тема одиннадцатая
Содержательная оценочная деятельность в педагогическом процессе
6 часов
Оценочная деятельность - качество личности. Оценка и отметка - их различие. История возникновения отметок. Структура учебно-познавательной деятельности. Отметки в авторитарной педагогике. Картина Решетникова "Опять двойка". Смысл содержательных оценок. Эталоны содержательной оценочной деятельности. Самоконтроль, самопроверка, самооценка. Мотивы познания и учения. Развитие и воспитание истинных мотивов познания. Психология ошибок. Зеленые чернила взамен красных. Формы отчета перед родителями: открытые уроки для родителей, содержание общения с родителями; "пакеты" для родителей, характеристики, общие родительские собрания.
Тема двенадцатая
Учитель гуманной педагогики
4 часов
Учитель гуманной педагогики - герой духа, "соработник у Бога".
Чувство учительской ответственности, суровости долга, радости служения.
Учитель - надобщественное явление, художник жизни.
Учитель и общество. Учитель и государство.
Вера учителя, учительское расширенное сознание.
Законы, профессиональные качества, заповеди, мудрости учителя.
Стремление к самосовершенствованию.