Курс направлен на повышение квалификации специалистов в области преодоления ОНР у дошкольников
и младших школьников.
Мы пригласили специалистов из пяти областей: логопедии, дефектологии, неврологии, психологии и психиатрии.
Они расскажут о работе с детьми с ОНР, исходя из опыта и знаний в своей профессиональной области.
Вы узнаете больше о дифференциальной диагностике, коррекционных методиках, особенностях работы с детьми с ОНР,
взаимодействии со специалистами смежных областей и работе с родителями.
Особое внимание мы уделим практической части.
Модуль 1
Взгляд невролога. Современное состояние проблемы речевых нарушений в детском возрасте
- Принципы развития нервной системы.
- Речь как интегративная функция мозга.
- Роль перинатальной патологии в возникновении речевых нарушений плода.
- Этиопатогенез речевых нарушений у детей.
- Особенности клинических проявлений речевых нарушений в настоящее время.
- Клинические проявления осложненных форм ОНР.
- Современные подходы комплексного лечения речевых нарушений.
- Междисциплинарное взаимодействие специалистов.
- Участие родителей в реабилитационной программе.
Модуль 2
Взгляд детского психолога. ОНР как аспект, влияющий на формирование личностных особенностей ребёнка
- ОНР — 1 уровня: дифференциальный подход.
- ОНР — 2 уровня: основные признаки психологического портрета ребенка, когнитивный дефицит.
- Риски искаженного развития детей с ТНР.
- ОНР — 3 уровня: индивидуальные черты и особенности психологического статуса ребенка.
- Роль психологической работы с детьми с системным недоразвитием речи. Индивидуальный подход и групповые занятия с психологом.
- Особенности восприятия родителями детей из данной группы. Иллюзии и реальность.
Модуль 3
Взгляд учителя-логопеда. Коррекция ОНР у дошкольников
- Опыт преодоления ОНР у дошкольников. Из истории возникновения и формирования специальной коррекционной помощи детям с ОНР в нашей стране.
- Обзор коррекционных программ, методических пособий.
- Правила зачисления детей на обучение по адаптированным основным образовательным программам для детей с ТНР в соответствии с Законом РФ об образовании и ФГОС.
- Особенности взаимодействия воспитателя и специалистов во время проведения групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.
- Основные направления работы учителя-логопеда в специализированных коррекционных группах для детей с ОНР:
- Психолого-педагогическое обследование
- Групповые формы работы
- Индивидуальные формы работы
- Работа с родителями
- Взаимодействие со специалистами и воспитателями групп.
- Коррекционная работа по преодолению ОНР у детей 3-4 лет.
- Коррекционная работа по преодолению ОНР у детей 4-5 лет.
- Коррекционная работа по преодолению ОНР у детей 5-6 лет.
- Коррекционная работа по преодолению ОНР у детей 6-7 лет.
- Основные направления работы учителя-логопеда по преодолению ОНР при инклюзивном обучении.
Модуль 4
Взгляд дефектолога. Общее недоразвитие речи – дифференциальная диагностика, этапы коррекционной работы.
Дифференциальная диагностика ОНР и сходных состояний. - ОНР и ЗРР в младшем и среднем дошкольном возрасте.
- ОНР и РАС (расстройства аутистического спектра).
- ОНР и умственная отсталость.
- ОНР и снижение слуха. Какие нарушения звукопроизношения не характерны для «речевых» детей.
Обследование детей с ОНР. Экспресс — диагностика. - Исследование сенсомоторного уровня речи.
- Словарный запас и навыки словообразования.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование связной речи.
Коррекционная работа по преодолению ОНР. - Развитие фонематического восприятия и слухоречевой памяти.
- Формирование слоговой структуры слова.
- Формирование и активизация словарного запаса. Интерактивные, настольные и предметные игры.
- Формирование грамматического строя речи. Игровые приёмы. Наглядный материал.
- Развитие связной речи.
Модуль 5
Особенности основных этапов работы над звукопроизношением у детей с ОНР
- Особенности логопедического обследования при ОНР.
- Секреты проведения артикуляционной гимнастики.
- Этап постановки звуков. Приёмы постановки звуков: забытые и новые приемы, понятие «предпостановочные упражнения».
- Игровые приемы автоматизации звуков с опорой на деятельность ребёнка.
- Продуктивные и непродуктивные приемы автоматизации звуков.
Модуль 6
Взгляд психиатра. Виды нарушений развития (дизонтогенеза), сопровождающиеся нарушениями развития речи
- Особенности развития речи при разных типах дизонтогенеза.
- Характерные признаки, позволяющие предположить наличие задержки развития, умственного недоразвития, расстройств аутистического спектра, характерологических девиаций, слабослышания.
- Тактика логопеда при выявлении тех или иных нарушений развития в процессе логопедической работы.
- Соотнесение клинического и логопедического диагноза.
- Взаимодействие логопеда с психиатром, наблюдающим ребенка и осуществляющим его лечение.
- Роль и возможности медикаментозной коррекции в преодолении нарушений развития речи.