Без словарного запаса никуда!
Проблема малого словарного запаса при изучении иностранного языка, так же важна как проблема грамматики или произношения. Ведь для того, чтобы изъясняться на иностранном языке, нам необходимо знать, как обозначаются в нём окружающие нас предметы и реалии. Не будешь же всё время носить с собой в кармане словарь, даже если он совсем небольшой и электронный. Если за каждым словом заглядывать в словарь, полноценного общения уже не получится, даже если у вас прекрасное произношение и хорошее знание грамматики. Хотя… сами знания грамматики и качество произношениях при малом словарном запасе тоже, скорее всего, будут хромать ибо на каком материале мы будем закреплять грамматику и тренировать произношение, если мы знаем мало слов?
Живой язык - единая система!
Живой язык – это единая система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом: и фонетика, и грамматика, и лексика. Без достаточного словарного запаса не состоится не только речь, невозможно будет так же понимать чужую речь на слух. Серьёзные трудности неизбежно возникнут и при чтении текстов (газетных статей, книг, публикаций в интернете) на иностранном языке. Чтение со словарём занимает столько времени, что пропадает и интерес, и смысл всей работы.
Практика показывает, что словарный запас человека, владеющего иностранным языком в совершенстве, составляет примерно три с половиной – четыре тысячи лексических единиц. Именно такой лексический запас имеют пособия «Техника чтения на английском языке» и «Английские грамматические алгоритмы» отечественного педагога современности Николая Зайцева.
Как формируется словарный запас?
Формирование словарного запаса – это самый первый и самый естественный этап обучения иностранному языку, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Точно таким же путём происходит и языковое развитие на родном языке. Маленький ребёнок, начинающий осваивать родную речь, прежде всего, запоминает названия объектов окружающего его мира. Через некоторое время начинается освоение грамматических законов, по которым эти отдельные словарные единицы начинают соединяться в связные и законченные мысли. Поэтому запоминание слов вполне можно считать самым первым и самым главным этапом в изучении языка. Когда в доме создана языковая среда, малыш сам проявляет интерес к английским словам и буквально забрасывает взрослого вопросами как тот или иной предмет называется по-английски.
Вполне естественно, что в первую очередь в поле зрения попадают предметы ближайшего окружения: посуда, части тела, семья, продукты питания, предметы домашнего обихода и бытовая техника, одежда, домашняя утварь, мебель, одежда, животные, а далее – улица, природа, погодные явления и со временем темы усложняются и становятся всё более глобальными по мере взросления человека. Одним из крупных недостатков современных школьных учебников является то, что они нарушают принцип естественности.
Вымышленность словарного запаса в школьной программе
Как правило, авторы современных школьных учебников по английскому языку стараются привязать весь материал по программе к какому-то сюжету с вымышленными героями, например, пиратский сюжет или фантастический. И вместо действительно нужных и понятных слов ребёнок вынужден запоминать такие, например, слова: «рыболовный крючок», «нора», «утёс», «обрыв», «замок с привидениями», «пират», «дракон» и тому подобное.
Такая стратегия обучения языку могла бы быть вполне обоснованной в формате факультативного курса. Обстановка и атмосфера на школьных уроках английского языка чаще всего идёт в разрез со сказочной атмосферой учебника, поэтому содержание предлагаемой в учебниках лексики не находит эмоционального отражения у ребёнка.
Он не видит цели заучивания подобных слов, так как при встрече с настоящим иностранцем было бы странно заводить разговор о драконах и привидениях.
Как мы будем учить слова на интенсиве?
На интенсиве мы предлагаем изучать слова именно по принципу «от себя», то есть на те темы, на которые нам приходится общаться ежедневно.
В домашних условиях вовсе не обязательно для этого организовывать специальные уроки. Язык – это часть жизни. Когда малыш осваивает родной язык, мы не организуем для этого специальных уроков. Мы просто встраиваем знакомство с языком в нашу повседневную жизнь.