Завязка курса
- Привет, зацени идею! Почему – ерунда?
«Пункт для будущих наставников и сценарных тандемов: если что-то не нравится в ходе работы над сценарием – предлагай свой вариант, а не просто руби. Учимся доносить идею – не боимся конструктивной критики, не взирая на самолюбие. Ведь Мы верим в себя, и всё непременно получится».
- Рождение идеи
«Родные и друзья – здесь нам не родные и не друзья. Делимся своей зародившейся идеей с чужим человеком – это непредвзятое мнение будущего зрителя. Почему бы он не смотрел такой фильм? Почему бы смотрел? Становимся мега-рассказчиками».
- Здравствуй, Продюсер, открывай виски – есть крутой логлайн.
«Как выстроить короткий и чёткий логлайн: чтобы цепляло, была видна комическая перспектива. Определение героя и его препятствия. Сопереживание и обещание чего-то большего в логлайне».
- С Днём Рождения, Герой! Хочешь быть Киллером-проповедником? Сделаем!
«Разработка цепляющего и неординарного персонажа: его цель, мотив и преграда. Святоши нам ни к чему или как полюбить мерзавца – вытягиваем «скелеты в шкафу» героя-мерзавца, сверху политые грязью, но все равно сопереживаем ему».
- Привет, я Герой… Мои перспективы? (верхняя часть сценарного айсберга)
«Как герой двигает сюжет, какой язык мы ему «пришьем» - его речь, колкая и хлесткая? Вкусная и остроумная? Нужное хобби, нужная работа – как движок сюжета и истории. Герой должен идти по ветру, но против него к своей цели, нарушая все правила и ломая все стереотипы. Как не допустить внезапной смерти героя для зрителя на половине фильма? Как герой меняется к концу, и какие навыки приобретает вместе с опытом. Разрабатываем и создаём».
- С Днём Рождения, Антагонист! Хочешь убить киллера-проповедника? Попробуй.
«Как противоположный антигерой влияет на Протагониста – подталкивает на действия. Так же его цели, мотивы и неописуемая сила и власть. Трепещи, Герой, у тебя крутой противник, благодаря которому ты станешь ещё круче! Разрабатываем и создаём».
- Привет, я - антагонист и плевал я на твои перспективы!
«Наметки миров героев и их задач – линий в истории».
- Герой устал стоять на месте… Хочет заслужить любовь, вернуть любовь, стрелять, спасать, проиграть, броситься от отчаяния со скалы и выжить, чтобы окончательно победить!
«Наброски, наброски, наброски – создаём смелые черновики историй героям, исходя из жанра. Подобно кардиограмме сердца – с постоянными скачками то вниз, то вверх – не даем зрителю скучать. Ведь ровная линия кардиограммы – история мертва. Такой печальный диагноз нам не нужен – не допустим. Ничего не забываем – рассматриваем всё, что пришло в голову. Спорим, голосуем, закрепляем черновик»
Развитие действия курса
- Библия будущего проекта – всё на стол продюсеру!
«Доводим до ума логлайн, разрабатываем чёткий слоган будущего фильма. Всё это помещаем в проработанную заявку на страничку. Подаем с сочной начинкой истории. Всё кратко и понятно! Это главная задача курса и в сценарном мире. Черновик превращаем в синопсис, плавно перетекающий в поэпизодник. Описание персонажей закрывают перспективный пакет, поданный на стол. Приятного «аппетита», уважаемый продюсер».
- Хронометраж картины и как из него не вылететь в сценарии.
«Карточка, как сцена и как подспорье – держать линии истории на них перед глазами. Сколько карточек должно быть (плюс-минус)».
- Разбираем поэпизодник на акты, друзья! (огромная нижняя часть сценарного айсберга)
«Первый акт и где его конец с первой поворотной точкой в сценарии. Почему именно на этой странице (плюс-минус) поворотная точка? Плотная работа над первым актом».
- Тизер, прошу, удержи зрителя! Не хочу, чтоб проклинали!
«Как сделать интересный тизер – первая сцена. Говорим о положении дел в картине и знакомим зрителя, что его ждёт в нашей истории».
- Сволочь, ты всё ещё жив? Ради меня? Опять ведусь. Иди ко мне, любимый.
«Структура сцены, как мини-пьесы: с завязкой, развитием и кульминацией. Конфликт. Начинаем с минуса, заканчивает плюсом или наоборот. Как спасти сцену от функционала действием»
- Никакой «воды», хоть и хочется чертовски пить!
«Учимся строить шутку, исходя из жанра, превращая её в диалог – без лишних слов и громоздкости диалогов в сцене. Оттачиваем диалог, шлифуем, читаем вслух. Убираем всю лишнюю воду, типа: «Привет, как дела? Чего такой грустный…?». Как диалог и шутка двигают сюжет. Так должно быть и никак иначе. Как сделать диалог цепляющим и через него донести ВСЁ, не используя больших и скучных объяснений.
- Второй акт – держим уровень!
«Почему надо перенести героев в другие условия и среду обитания? Где заканчивается второй акт в сценарии со второй поворотной точкой. Разбор второго акта. Каждый акт, как отдельный кусок драматического действия».
- Хух… Третий акт – разрешение нашей истории.
«Ответы на все вопросы в истории. Изменение героев, достижение их целей. Отдых для зрителя, но и встряска в последней сцене не помешает. Разбор последней сцены на перспективу франшизы».
Кульминация курса
- Я гуру, я многое теперь умею. Доказать? Или «повторение – мать учения»!
«Дойдя до кульминации курса, с группой мы будем иметь общую разработанную историю – с персонажами. Снова разбираем персонажей по архетипам, придумываем сцену и расписываем её, согласно придуманным героям, используя все навыки: плюс и минус (минус-плюс), чёткий диалог, двигающий сюжет. А так же спасаемся от функционала в сцене действием. Разбираем ошибки каждого»
Развязка курса
- Мои любимчики!
«Подведение итогов: слабые и сильные стороны каждого. Объявление самых способных. Это хороший стимул и для остальных, чтобы подтянуться. Ведь сценарное мастерство требует постоянных занятий и присутствия здоровой конкуренции».
Эпилог курса
- Сценарная боевая армия!
«Благодаря этому курсу, каждый учащийся получит хорошие практические навыки и возможности стать отличным автором. Каждый для себя поймёт жанр, в котором он силён. Напоследок – несколько советов, как держать себя в хорошем сценарном тонусе. Хотя, к этому времени, большинство уже будет иметь свою методику и свой подход к работе».
Превращение истории в комедию.
От структуры шутки к структуре истории. Уникальность вашей комедии. Поиск идей. С чего начать? Превращение истории в комедию. Приемы. Придумываем идеи, начиная с конца истории. Вопросы, которые надо задать себе для проверки жизнеспособности идеи. Упражнение: составить лист уникальных сет-апов для шутки/комедии.
Варианты комической структуры.
Как замысел диктует структуру. Варианты комической структуры. Проезжий ангел. Бадди-муви. Рыба на суше. Упражнение: придумать сет-ап. Варианты структуры. Ромком. Черная комедия. Упражнение: придумать сет-ап. Варианты структуры. Сатира. Пародия. Сильные доли в разных поджанрах. Отличия. Упражнение: проанализировать комедию с точки зрения структуры.
Комедия положений (ситком).
Комедия положений (ситком). Шесть битов классического ситкома. Структура. Упражнение: записать сюжет комедии в битах.
Ситком
Персонажи – классические маски и современные типажи. Поиск новой фактуры и нового героя ситкома. Упражнение: корректируем сюжет, избавляемся от штампов.
Ситком (продолжение)
Линии А,В,С,D. 10 «нет» ситкома. Упражнение: добавляем в сюжет сабплот.
Групповая комедия.
Комические противоположности. Оппозиция как источник комедии. Упражнение: пишем аутлайн/эпизодник.
Конфликт, дилемма и победа в комедии.
Конфликт, дилемма и победа в комедии. Цель и препятствия в комедии. Надежда в комедии. Позитивное действие. Самый темный момент в комедии. Арка истории. В основе любой комедии – хорошая драма. Упражнение: пишем эпизодник.
Между комическим и драматическим.
Драмеди. Трагедия в комедии. Трагикомедия. Связь между героем комедии и структурой. Уникальные структуры продвинутых комедий. Упражнение: пишем эпизодник.
Инструменты комедии.
Инструменты комедии. Несбывшиеся ожидания. Нарушение табу. Ирония. Упражнение: пишем эпизодник.
Инструменты комедии (продолжение).
Инструменты комедии: комическая метафора и отношения героев. Активная эмоция. Эмоциональное внимание в комедии. Эффект комического – сочетание двух линий: кто создает проблемы в комедии и кто реагирует на проблемы. Упражнение: переписываем эпизодник.
Главная сцена в комедии.
Главная сцена в комедии – каскад кошмаров. Инструменты создания. Упражнение: пишем главную сцену.
Ищем ошибки в поэпизоднике.
Как найти ошибки в своем эпизоднике. Упражнение: ищем ошибки в эпизоднике и переписываем его.
Диалоги в комедии.
Диалоги в комедии. Юмор на уровне реплики. Что такое хорошая шутка в комедии. Ритм комедии. Задание: пишем диалоги.
Юмор в сцене.
Как работает юмор на уровне сцены. Задание: диалоги.
Первый драфт комедийной истории.
Первый драфт. Зачем он нужен. Как писать. Почему быстро? Задание: пишем первый драфт.
Типс.
Типс. Инструменты комедии: как они работают на разных уровнях. Задание: пишем первый драфт.
Переписываем первый драфт.
Как переписывать первый драфт. Отлавливаем ошибки. Усмешняем. Усложняем препятствия. Задание: переписываем первый драфт.
Типс (продолжение).
Типс. Инструменты комедии. Упражнения для каждодневной тренировки. Задание: переписываем первый драфт.
Современная комедия.
Современная комедия. Маркетинг или поиск своей темы? Комедия завтрашнего дня. Задание: переписываем первый драфт.
Жизненный опыт в комедии.
Как писать комедию, используя свой жизненный опыт. Прием «письмо другу». Докручиваем «свои» истории для того, чтобы они стали смешными. Задание: переписываем первый драфт.
Выход за рамки конвенций.
Выход за рамки конвенций. Нарушение зрительских ожиданий в комедии. Задание: анализ сценария, поиск слабых мест и решений. Анализ сценария своего соученика.
Комедия в комбинации с другими жанрами.
Комедия в детективе, в экшене, мифе. Как создавать, что использовать, как соединять с другими жанрами. Упражнение: придумать и записать логлайн и развитие конфликта для комедии в комбинации с другими жанрами. Вопросы по всей программе.