Голосов: 0
#1
Резная кость в Китае
05.11.2021
Начало в 19:00
Лекция посвящена резьбе по слоновой кости, одному из традиционных видов искусства в Китае. В ней рассматриваются история развития косторезного ремесла, техника, художественные особенности, сюжеты и символика образов. Известно, что еще в эпоху неолита (5-3 тыс. до н.э.) на больших пространствах реки Хуанхэ водились слоны и носороги, чьи бивни и рога широко использовали. Слоновую кость умело обрабатывали и при помощи отваров даже пластифицировали, т.е. выпрямляли для создания орудий труда. В период Шан (18-12 вв. до н.э.) произведения из этого материала уже приобретают художественный облик при создании различной утвари, которую находят в погребениях знати – это сосуды, шпильки, рукоятки кинжалов. В Китае с древнейших времен распространяется благопожелательная символика, которая соединяет в себе древний положительный образ слона, как могучего животного, с поздними, пришедшими в Китай буддистскими легендами. В период средневековья интерес к кости сохраняется, хотя этот материал после исчезновения слонов в Китае доставался с большим трудом и высоко ценился.
В позднюю Мин (16-нач. 17 вв.) мастера начинают работать с привозным материалом, и это искусство достигает подлинного расцвета, а с 17 в. утверждаются два основных центра обработки кости и формируются две школы – Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская. Кантонские резчики ориентировались на усовершенствование сложности резьбы и широко применяли отбеливание слоновой кости. Их работы отличались сияющей белизной и чрезвычайно сложными виртуозными приемами, а также роскошью декора. В Кантоне была изобретена техника плетения из нитей слоновой кости. Материал расщепляли на очень тонкие нити, из которых плели корзины для цветов и абажуры. Поражали их цветы с тончайшими лепестками, из которых составляли грандиозные букеты. Для европейского рынка, который обслуживала Ост-Индская торговая компания в Гуанчжоу стали делать шкатулки, веера бризе из резных пластин, набалдашники для тростей, рукояти зонтов, футляры для визитных карточек, кольца для салфеток и многое другое.
Пекинские мастера стремились раскрыть красоту самого материала и подчеркнуть его текстуру тщательной полировкой. Резчики Пекинской школы изготавливали в основном скульптуры людей, нередко создавали целые композиции, посвященные героям мифологии, историческим персонажам, а также сценам из литературных произведений. Начиная с 19 века, в пекинских мастерских нередко подкрашивали кость для придания изделиям большей декоративности. В эпоху династий Мин и Цин получила дальнейшее развитие техника инкрустации слоновой кости другими материалами, а также инкрустация камней мозаикой, составленной из элементов слоновой кости. Традиции обработки кости сохраняются в первой половине и середине 20 века, когда создается большинство произведений нашей музейной коллекции.
Стоимость билета на 1 онлайн-лекцию - 300 рублей.
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.