Голосов: 0
#1
Пятнадцать трактатов о музыке. Часть 2. Новое искусство. 5 лекций. Возраст 12+ .kik.Екатерина Дмитриева.
Программа курса:
Трактат шестой. Музыкальная «башня Вавилона»: звук versus слово
XIII и XIV столетия — это время, которое щедро сохранило нам гораздо большее количество музыки, чем предшествующие эпохи. Среди неё — многоголосные церковные сочинения и задорные танцы, напевы странствующих музыкантов и изысканные придворные песни, и даже … инструментальная музыка.
Тут слушатель дня сегодняшнего обязательно спросит: а что же удивительного в том, что сохранилась инструментальная музыка? Почему бы ей — подобно музыке, которую пели — тоже не сохраниться? Что же такого произошло в XIII веке и дальше, что о музыкальных инструментах заговорили как о полноправных участниках музыкального «действа»?
Об этом, а также о том, почему многоголосная музыка этого времени стала похожа на идеально отлаженный механизм, а словесные тексты, на которые она создавалась — наоборот, на настоящую «Вавилонскую башню», и какую роль тут играли инструменты — можно будет узнать, изучив Шестой Трактат.
Трактат седьмой. Франция versus Италия
Если с лёгкой руки одного из мыслителей позднего средневековья музыку XIII столетия стали именовать «старым искусством», то музыка XIV века была директивно объявлена «новым искусством». И недаром. Она стала еще более сложной и изощренной, и придумала такие искусные способы сочинения, которые сродни сложнейшим математическим алгоритмам.
Что это за невиданные алгоритмы, и какое влияние они оказали на музыку … XX века, что нового возникло в XIV веке по сравнению с предыдущим столетием, почему музыка Франции стала отличаться от музыки Италии, и что такое «национальная композиторская школа», мы узнаем на прогулке по югу Европы XIV века.
Трактат восьмой. Миннезингер versus мейстерзингер. Кто они?
У многих из нас сложились романтические представления о рыцарских временах. Рыцарь — это доблестный воин и защитник, он же — воздыхатель своей возлюбленной Прекрасной Дамы, и, наконец, он же — поэт и музыкант, тонкий знаток и ценитель искусства.
Но так ли это на самом деле? Трубадуры и труверы, миннезингеры и мейстерзингеры — кто они? Вместе изучаем образ жизни, социальную роль и сословную иерархию бродячих музыкантов средневековья. И обязательно слушаем музыку.
Трактат девятый. «…Хвалите Его со звуком трубным». Музыкальные инструменты средневековья
«…хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами,
хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах…»
Наверняка многие из нас хотя бы раз в жизни слышали или читали этот фрагмент знаменитого 150-го Псалма.
Что означают все эти загадочные ветхозаветные названия? И при чём тут средние века? Вместе разбираемся в тонкостях богатейшего средневекового и раннеренессансного инструментария — слушаем, смотрим и делаем открытия! Ведь многие наверняка узнают в старинных изображениях прообразы современных, уже знакомых музыкальных инструментов!
Трактат десятый. Осень средневековья: «утончённое искусство»
Нидерландский учёный Йохан Хёйзинга дал времени, о котором мы побеседуем в Десятом Трактате, чудесное название — «осень средневековья». Мы вглядимся и вслушаемся в удивительный мир заката большой эпохи — мир, названный «Ars subtilior», или «Утончённое, изысканное искусство», своими корнями уходящий в античность, а кроной предвосхищающий зарю Ренессанса.
Лектор: Екатерина Дмитриева - кандидат искусствоведения, музыковед, органистка, исполнительница старинной музыки, преподает в Московской консерватории.
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Последнее редактирование модератором:
- Статус
- В этой теме нельзя размещать новые ответы.