Введение в психологию
Лекции читает к. псих. н. М. В. Руднева
16 лекций.
Время звучания: 11ч. 22мин.
Темы лекций
1. Предмет психологии. Методы психологического исследования.
2. Психологические виды помощи. Принципы работы консультанта.
3. Модели психологического консультирования.
4. Концепции развития человека в психоаналитической школе (З.Фрейд, Эриксон)
5. Концепции развития человека в психоаналитической школе (З.Фрейд, Эриксон)
6. Механизм психологической защиты.
7. Гуманистической теории развития человека (Э.Фром).
8. Природа человека и понятия свободы по Маслоу.
Общая психология 2 CD
Часть 1 - 13 лекций
Время звучания: 7 ч. 23 мин
часть 2 - 16 лекций
Время звучания: 9 ч.59 мин.
Лекции читает проф. И. М. Никольская
Часть 1
Темы лекций
Лекция 1. Предмет психологии, психология как наука, психические явления
Лекция 2 Становление психологической науки.
Лекция 3 Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
Лекция 4 Психология и общественные науки, естественно научные основы психологии
Лекция 5 Соотношение мозга и психики. Мозговые основы психической деятельности. Парадоксы психического. Рефлекторный характер психики. Вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучение психического.
Лекция 6. Функции психического: отражение, регуляция, адаптация.
Лекция 7 Сознание и самосознание. Активность сознания.
Лекция 8 Сознательное и бессознательное. Неосознаваемые процессы и система психологической защиты, определение и понятие.
Лекция 9 История изучения психологической защиты. Психологическая защита как система интрапсихической адаптации личности.
Лекция 10 Типы психологической защиты: отключение, подавление, рационализация, вытеснение.
Лекция 11 Типы психологической защиты: проекция, идентификация, замещение
Лекция 12 Типы психологической защиты: сублимация, катарсис, отчуждение
Лекция 13 Анализ литературы к курсу.
Часть 2
Темы лекций
1. Психология как наука.
2. Общественно-историческая природа психики и сознания человека.
3. Биологическое и социальное в природе человеческой психики.
5. Сознание и неосознаваемые психические процессы
6. Темперамент и способности человека.
7. Характер.
8. Понятие личности в системе наук о человеке.
Эксперементальная психология
15 лекций - Время звучания: 10 ч. 24 мин.
читает к. пс.н., Т. В. Чередникова
Темы лекций
1. Теория и методология научного исследования.
2. Психологические методы исследования. Метод наблюдения.
3. Экспериментальное исследование: методы формирования выборки
4. Экспериментальное исследование: условия проведения эксперимента
5 Экспериментальное исследование: зависимые переменные.
6. Экспериментальное исследование: виды внешних переменных.
7. Экспериментальное исследование: виды зависимых переменных.
8. Экспериментальное исследование: виды контроля внешних переменных.
9. План простого системного эксперимента.
10. Экспериментальное исследование: причины факторного эксперимента.
11.Гипотезы проверяемые в факторном эксперименте.
12. Основные характеристики и виды квазиэксперимента.
13.Квазиэкспериментальный планы и их основные типы.
14. Квазиэксперимент: план анализа данных.
15. Корреляционное исследование.
Клиническая психология
22 лекции 12 ч. 29 мин.
Лекции читает к.пс.н. Вахрушева И.А.
Темы лекций
Лекция 1. Предмет и цели клинической психологии.
Лекция 2.Теоритеческое значение клинической психологии.
Лекция 3. Методы клинической психологии.
Лекция 4. Норма и патология.
Лекция 5. Понятие личности в клинической психологии.
Лекция 6. Психопатия.
Лекция 7. Психогенные заболевания.
Лекция 8. Психопатологические синдромы.
Лекция 9. Основные формы неврозов.
Лекция 10. Психосоматика.
Лекция 11. Внутренняя картина болезни.
Лекция 12. Патопсихология.
Лекция 13. Патология восприятия.
Лекция 14. Деперсонализация.
Лекция 15. Нарушения. Патология эмоций.
Лекция 16. Нарушения сознания.
Лекция 17. Нейропсихология.
Лекции 18-19. Нейропсихологические нарушения.
Лекция 20. Психологическая основа реабилитации.
Лекция 21. Психокоррекция и психопрофилактика.
Лекция 22. Психогигиена
Психологическое консультирование
Часть 1- 14 лекций: 8 ч. 36 мин.
Часть 2 - 17 лекций:12 ч. 07 мин.
Лекции читает к. псих.н., доц. М.В. Руднева
Темы лекций
1. Предмет и основные понятия психологического консультирования.
2. Общие требования к психологическому консультированию.
3. Модели психологического консультирования
4 Общие представления об особенностях личности консультанта
5 Консультативный контакт.
6. Трудности и ошибки процесса консультирования
7. Этические нормы консультантов
8. Групповая работа.
9. Семейное консультирование
10. Телефонное консультирование
11 Психологическое консультирование жертв насилия.
12 Технологии работы с утратой
13. Консультирование в школе
14 Управленческое консультирование.
15. Консультирование в бизнесе
Психодиагностика
12 лекций 7 ч. 49 мин.
Лекции читает д.пс.н., Троицкая И. В.
Темы лекций
Лекция 1. Психодиагностика в системе наук. Определение понятия "психодиагностика".
Лекция 2. Классификация методов психодиагностики. Особенности объектов психологии (по В.А. Ганзену). Этические стандарты психологов.
Лекция 3. Психометрия как раздел психодиагностики. Определение понятия " психометрия". Шкалы измерения в психологии.
Лекция 4. Психометрические критерии: репрезентативность, надежность, валидность. Понятие о выборочном методе.
Лекция 5. Общенаучные методы психодиагностики. Наблюдение: определение понятия. Виды наблюдения.
Лекция 6. Опрос: определение понятия. Беседа, анкета, интервью. Методологические основы психодиагностики сознания.
Лекция 7. Общие сведения о методах психодиагностики сознания.
Лекция 8. Контент-анализ. Психодиагностика личности и её подструктур. Определение понятия "личность".
Лекция 9. Методы комплексной психодиагностики человека.
Лекция 10. Психодиагностика подструктур личности. Психодиагностика мотивации. Перечень индикаторов определения мотивов.
Лекция 11. Проективные методы психодиагностики. Понятие "проекция". Ассоциативный эксперимент К.Г.Юнга История метода Г. Роршаха. Метод пиктограмм.
Лекция 12. Особенности проективных методов. Общие сведения: метод "незаконченных предложений" Ньютена, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, Тест Тематической Апперцепции Мюррея, сказки Луизы Дюссе.
Специальная псхология
8 лекций: 5 ч. 09 мин.
Лекции читает к. пс.н, В.Л.Кокоренко
Темы лекций
Лекция 1. Предмет специальной психологии. Основные подходы к пониманию проблемы нормы и патологии.
Лекция 2. Основные подходы к пониманию проблемы нормы и патологии (продолжение). Основные задачи специальной психологии как науки. Основные понятия и проблемы специальной психологии.
Лекция 3. Основные понятия и проблемы специальной психологии (продолжение).
Лекция 4. Классификация нарушения развития В. В. Лебединского. Сводная классификация нарушения развития.
Лекция 5. Типология специальных образовательных учреждений. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и ее задачи. Общие не специфические и специфические закономерности нарушенного психического развития.
Лекция 6. Общие не специфические и специфические закономерности нарушенного психического развития (продолжение). Общие параметры онтогенеза по В. В.Лебединскому.
Лекция 7. Механизмы формирования системных нарушений.
Лекция 8. Механизмы формирования системных нарушений (продолжение). Классификация причин нарушения развития (биологические и социальные факторы).
Психоанализ
Часть1 - 21 лекция: 15 ч. 24 мин.
Часть 2 - 19 лекций: 15 ч.08 мин. Психоанализ
Лекции читает к.пс.н. Юран А.Ю.
Темы лекций
1. Рождение классического психоанализа, его концептуальные и личностные истоки.
2 Психоанализ и гипноз.
3. Концепция инфантильной сексуальности. Первая теория влечений Фрейда. Либидо.
4. Понятие травмы. Психическая реальность.
5. Метапсихология Фрейда. Понятие психического аппарата. Содержание первой и второй модели психического аппарата.
6. Основные принципы функционирования психического аппарата. Первичный и вторичный процессы. Понятие амбивалентности.
7. Эдипов комплекс. Позитивный и негативный Эдип. Механизм последействия. Понятия идентификации, интроекции и инкорпорации.
8.Понятие психоаналитической нейтральности, сеттинг в психоаналитической терапии и организация психоаналитического процесса.
9.Отличительные особенности французской школы психоанализа. Стадия зеркала Лакана. Отличительные черты регистров Ж. 10.Психопатология сквозь призму Эдипова комплекса. Концепция Ж.Лакана. Невроз и психоз. Клинический аспект депрессивных расстройств. Шизофрения и паранойя.
История психологии
14 лекций: 10ч. 59 мин.
Лекции читает д.филос.н., Бурлака Д.К.
Темы лекций
Лекция 1. Методология курса
Лекция 2. Душа в горизонте космоцентричного сознания дохристианского мира.
Лекция 3. Концептуальное оформление интуитивно-мифологического знания о психическом в античной философии.
Лекция 4. Душа в контексте иудео-христианского откровения.
Лекции 5-6. Новозаветное понимание природы душевного.
Лекция 7. Понимание природы душевного в эпоху Средневековья.
Лекция 8. Понимание душевного восточно-христианским сознанием.
Лекция 9. Понятие о душевном в богословско-философской мысли западного Средневековья.
Лекция 10. Новоевропейские представления о душе и структуре психического.
Лекция 11. Психология в век разума.
Лекция 12. Метафизические предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки.
Лекция 13. ХХ век - "золотой век" психологической науки. Основные школы психологии в ХХ веке.
Лекция 14. Основные линии концептуальной разработки учений о душе.
Педагогика и психология
Часть 1- 9 лекций:7ч. 32 мин.
часть 2 - 12 лекций: 6 ч. 18 мин.
Лекции читает к. псих.н., доц. М.В. Руднева
Часть 1
1. Предмет психологии. Умение и навыки практического психолога. Методы исследования и принципы в психологии.
2. Виды психологической помощи.
3. Анализ процесса психологического консультирования.
4. Виды психологической помощи - анализ процесса тренинга.
5. Течения и направления в психологии. Психоаналитическая школа: Стадии развития З.Фрейда.
6. Психоаналитическая школа: Эпигенетическая теория Э.Эриксона.
7. З.Фрейд защитные механизмы.
8. .Психология индивидуальности А.Адлера.
Часть 2
1. Гуманистическое направление. Теория А. Маслоу (пирамида потребностей).
2. Когнитивное направление в психологии и ее представители. Теория интеллекта Ж.Пиаже.
3. Биохивиристическое направление и его представители.
4. Христианский подход в психологии. Структура личности в христианской психологии. Понятие Души.
5. Вожделевательная часть души - воля в христианской психологии ив психологии светской. Концепция понятия воли Л.С. Рубенштейна.
6. Тема любви в светской и христианской психологии.
7. Тема смерти в светской и христианской психологии.
Возрастная психология
Часть 1 - 19 лекций:10ч. 43 мин.
часть 2 - 15 лекций: 10ч. 04 мин.
Лекции читает к. псих.н., М.И. Савельева
Темы лекций
1. Предмет и методы психологического развития.
2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов.
3. Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов.
4. Пренатальное развитие.
5. Особенности новорожденного и младенца.
6. Ребенок второго третьего года жизни.
7. Психическое развитие дошкольника.
8. Особенности развития ребенка младшего школьного возраста.
9. Фаза взросления, и ее закономерности.
10. Акменология - изучение закономерностей взрослых.
11. Геронтология - особенности развития личности в прогрессе старения.
Психофизиология
9 лекций: 6 часов 56 мин
Лекции читает к.пс.н., доц. Никольский А.В.
Темы лекций
Лекция 1. Введение в психофизиологию.
Лекция 2. Роль коры и глубоких структур головного мозга в организации психики.
Лекция 3. Функциональный анализ локальных систем мозга.
Лекция 4. Принципы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Лекция 5. Межполушарная асимметрия как эволюционирующая система.
Лекция 6 Особенности "левополушарной" и "правополушарной" психики.
Лекция 7. Психофизиология эмоций.
Лекция 8 Теория гомеостаза У. Кеннана.
Лекция 9. Психофизиология стресса.
Психогенетика
12 лекций: 8 час. 26 мин.
Лекции читает к.пс.н., доц.Никольский А.В.
Темы лекций
Лекция 1 Предмет психогенетики.
Лекции 2-3 Основные понятия современной генетики.
Лекция 4. Краткий обзор истории психогенетики.
Лекции 5-6 Методы психогенетики.
Лекция 7. Метод приемных детей, его ограничения.
Лекция 8. Основные представления об индивидуальном развитии, соотношение биологического созревания и психического развития.
Лекция 9. Представление о происхождении когнитивных качеств в антропогенезе.
Лекции10-11-12 Негативные последствия цивилизации. К. Лоренс и его интерпретация соотношения генетической и средовой компоненты.
Основы христианской антропологии
24 лекции: 16 час. 17 мин.
Курс читают д.пс.н. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М.
Темы лекций
1: Христианская антропология, как основа для христианской психологии. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии.
2. Христианское учение о душе. Основные свойства и атрибуты души.
3. Методы изучения души. Основные концепции происхождения души в христианстве.
4. Разумная часть души (ум, разум).
5. Раздражительная часть души (эмоции, чувства).
6.Вожделеющая часть души (воля).
7. Христианское учение о страстях.
8. Христианское учение о добродетелях.
9.Память. Внимание. Фантазия, воображение.
10. Фантазия, воображение (продолжение) Органы чувств.
11. Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.
12. Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния.
13. Православное учение о личности.
Теории личности
16 лекции 10 час. 33 мин.
Курс читает к.пс.н., доц.Вахрушева И.В.
Темы лекций
1.Наука персоналогия и понятие о теориях личности.
2.Психоанализ З.Фрейда.
3.Индивидуальная психология А.Адлера.
4.Аналитическая теория личности К.Г.Юнга.
5.Социокультурная теория личности К.Хорни.
6.Бихевиоральное направление.
7.Когнитивная теория личности Дж. Келли
8.Структурная теория черт личности Р. Кеттела.
9.Гуманистическое направление. Теория А. Маслоу.
10.Гуманистическая теория личности Э. Фромма.
11.Феноменологическая теория личности К. Рджерса.
12.Трансактный анализ Э. Берна.
Консультирование психосоматических больных
23 лекции 11 час.15 мин.
Курс читает к.пс.н., доц. И. В.Вахрушева
Темы лекций
1. Понятие психосоматики и клинико-психологическая проблематика психосоматических болезней
2. Психологическая диагностика больных с психосоматическими заболеваниями
3. Историко-философские и современные аспекты психосоматической проблемы
4. Внутренняя картина болезни при психосоматических заболеваниях
5. Психологические проявления при различных психосоматических заболеваниях
6. Психологические проблемы детей и подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями
20 лекций
Время звучания 9 час. 45 мин.
Введение в конфликтологию
Курс читает к. пс.н. Г. П.Смирнова
Темы лекций
1. Конфликтология как наука. Понятие конфликторогии в психологии.
2. Понятие конфликта в психологии.
3. Конфликт как критическая жизненная ситуация.
4. Конфликтное поведение.
5. Классификация конфликтов.
6. Виды конфликтов.
7. Структура конфликтной ситуации
8. Внутриличностные конфликты.
9. Особенности управления конфликтами
10.Когнитивные конфликты
11. Организационные конфликты
12. Формы завершения конфликта
13. Переговоры как способ завершения конфликта
14. Психологические условия успеха на переговорах
15. Компромисс в процессе переговоров
16.Семейные конфликты.
17. Основные причины супружеских конфликтов
18. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов
19. Способы работы с семейными конфликтами
20. Медиация как технология регулирования конфликта.
Психология творчества
16 лекции 10 час. 33 мин.
Курс читает к. пс.н. Х. Э.Штейнбах
Темы лекций
1. Введение в курс
2. Творчество в различных культурных периодах.
3. Исследователи психологии творчества
4. Теоретические концепции повлиявшие на развитие психологии творчества.
5. Современные исследования творчества. Способности
6. Современные исследования творчества. Личность.
7. Измерение творческого потепнциала
8. Методы создания новых идей
9. Развитие творческих возможностей
10. Отдельные виды творчества
Семейное консультирование в 2 частях
Часть1 - 17 лекция: 11 ч. 20 мин.
Часть 2 - 17 лекций : 7 ч.31 мин
Лекции читает д.психол.н., И.М.Никольская
Темы лекций
часть 1
1. Структура семьи, ее функции и динамика. Семья как система. Основные модели родительско-детских отношений.
2. Жизненные циклы семьи. Классификация Дюваля.
3 Понятие нормативных кризисов развития семьи. Классификация
4-5. Методы семейной диагностики. Семейная социограмма.
6-7. Параметры семьи как системы. Структура семейных ролей.
8 Семейные правила. Семейные мифы.
9-10. Методика «рисунок семьи».
11. Семейная история или семейные темы.
12-13. Психология супружеских отношений.
14. Супружеские ссоры и конфликты.
15. Различия личности и мотивации у мужчин и женщин.
16-17. Акцентуации характера и типы воспитания.
Часть 2.
1-2. Психология супружеских отношений.Психологические причины супружеских конфликтов.
3. Перенатальная психология. Психологические аспекты зачатия.
4-5. Психологические аспекты беременности.
6. Психология воспитания. Основные модели родительско-детских отношений.
7. Особенности воспитания ребенка. Аспекта действия воспитания. Негармоничные типы воспитания в семье.
8. Личностные проблемы родителей приводящие к нарушению воспитания.
9. Основы психологического консультирования семьи.
10-11. Направления семейного консультирования и психотерапии. Теоретические основы, методы и техники, показания и противопоказания семейного консультирования.
12. Беседа как основной метод консультирования. Техника ведения консультативной беседы.
13. Консультативная техника: интерпретация.
14. Консультативная техника: конфронтация.
15. Стадии психологического консультирования.
16. Этапы психологического консультирования.
17. Оценка эффекта психологического консультирования.
Методологические основы психологии
Курс читает к.пс.н., А. В. Никольский
Тема 1. Методология науки и методология психологии
Тема 2. Специфика психологического знания как предмет методологии
Тема 3. Проблема объективности в психологии
Тема 4. Основные принципы психологии, история и перспективы системного анализа в психологии
Тема 5. Структура психологических учений и проблема единства общей психологии
Тема 6. Методологические проблемы сознания и личности.
Тема 7. Методологические аспекты психофизической и психофизиологической проблемы