
[Apeiron] Алексей Арестович ― Киносеминар «Матрица» (2021)
Наша реальность — лишь иллюзия, тщательно спроектированная и поддерживаемая всемогущими силами, как в фильме «Матрица»?
Расширяя тему семинара «Сознание и реальность», мы с вами проведем разбор культового фильма «Матрица», чтобы понять, как убеждения и восприятие могут быть манипулированы и изменены, отражая провокационный тезис философа Уилларда Куайна о гибкости нашего понимания истины.
Выбор этого фильма не случаен.
«Матрица» не только демонстрирует сложные философские концепты через зрелищное кино, но и служит мостом между абстрактными теориями и реальным восприятием мира, что и будет нашим фокусом на киносеминаре.
Основные темы и конфликты
В 1954 году философ Уиллард Куайн представил идею, что истина любого утверждения может быть поддержана путем адекватных корректировок в других частях нашей системы убеждений, что известно как «тезис Куайна».
Этот принцип противопоставляется идеям Карла Поппера о необходимости фальсифицируемости научных гипотез, подчеркивая, что научные теории не обязательно отвергать при появлении новых данных, а можно адаптировать для поддержания их как истинных.
Из сформулированного Куайном утверждения следует нефальсифицируемость фундаментальных научных теорий и возможность их бесконечных корректировок на основании новых фактов, без того, чтобы их прямо отвергать, как несостоятельные.
В переводе на язык психологии ситуация оказывается следующей:
Картина мира человека, по мере получения им все новых данных, может оставаться инерционной, опираясь на те же самые фундаментальные базовые предоставления, что и до получения новых данных.
Простыми словами, атеист может оставаться атеистом, сколько ему не приводи логических, исторических или опытных доказательств существования Бога, равно как и верующий может оставаться верующим, несмотря на такой же объем доказательств противного.
Однако мы знаем из опыта, что психологические кризисы, в результате которых полностью изменяется картина мира — это весьма типичное явление для человеческого рода.
Значит, существует логика и законы, согласно которым фундаментальные изменения представлений человека (и общества) о реальности могут изменяться радикально и — становиться основой создания нового человека (и общества), производя фундаментальный переворот в его жизни и представлении о действительности.
«Матрица» вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, являясь художественным продолжением дискуссий о природе реальности (по крайне мере — психологической).
В фильме реальность, которую воспринимают люди, является созданием искусственного интеллекта, что схоже с тем, как по Куайну можно изменять убеждения или теории для поддержания истины в научной системе. Жители «Матрицы» принимают виртуальный мир за истинный из-за манипуляций с их восприятием.
Главный герой Нео начинает сомневаться в реальности окружающего мира, что ведет к его полному преобразованию и осознанию истины. Этот момент схож с изменением научных теорий или корректировкой убеждений в соответствии с новыми данными.
Как и в случае с психологическими кризисами, упомянутыми Куайном, персонажи фильма «Матрица» переживают радикальные изменения своего восприятия мира, что аналогично фундаментальным изменениям убеждений в реальной жизни.
Мы будем разбирать фильм по трем основным направлениям:
1. Техника кинематографа: повышаем свой художественный вкус, а также изучим, как искусство кино помогает нам увидеть глубокие психологические процессы и социальные динамики.
2. Личный опыт: поймем, как применять увиденное в своей жизни.
3. Культурный контекст: разберем и обсудим, как фильм отражает и в то же время влияет на общественные нормы и ценности, на формирование наших отношений и самоидентификации.
Продажник:
Скачать:
Наша реальность — лишь иллюзия, тщательно спроектированная и поддерживаемая всемогущими силами, как в фильме «Матрица»?
Расширяя тему семинара «Сознание и реальность», мы с вами проведем разбор культового фильма «Матрица», чтобы понять, как убеждения и восприятие могут быть манипулированы и изменены, отражая провокационный тезис философа Уилларда Куайна о гибкости нашего понимания истины.
Выбор этого фильма не случаен.
«Матрица» не только демонстрирует сложные философские концепты через зрелищное кино, но и служит мостом между абстрактными теориями и реальным восприятием мира, что и будет нашим фокусом на киносеминаре.
Основные темы и конфликты
В 1954 году философ Уиллард Куайн представил идею, что истина любого утверждения может быть поддержана путем адекватных корректировок в других частях нашей системы убеждений, что известно как «тезис Куайна».
Этот принцип противопоставляется идеям Карла Поппера о необходимости фальсифицируемости научных гипотез, подчеркивая, что научные теории не обязательно отвергать при появлении новых данных, а можно адаптировать для поддержания их как истинных.
Из сформулированного Куайном утверждения следует нефальсифицируемость фундаментальных научных теорий и возможность их бесконечных корректировок на основании новых фактов, без того, чтобы их прямо отвергать, как несостоятельные.
В переводе на язык психологии ситуация оказывается следующей:
Картина мира человека, по мере получения им все новых данных, может оставаться инерционной, опираясь на те же самые фундаментальные базовые предоставления, что и до получения новых данных.
Простыми словами, атеист может оставаться атеистом, сколько ему не приводи логических, исторических или опытных доказательств существования Бога, равно как и верующий может оставаться верующим, несмотря на такой же объем доказательств противного.
Однако мы знаем из опыта, что психологические кризисы, в результате которых полностью изменяется картина мира — это весьма типичное явление для человеческого рода.
Значит, существует логика и законы, согласно которым фундаментальные изменения представлений человека (и общества) о реальности могут изменяться радикально и — становиться основой создания нового человека (и общества), производя фундаментальный переворот в его жизни и представлении о действительности.
«Матрица» вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, являясь художественным продолжением дискуссий о природе реальности (по крайне мере — психологической).
В фильме реальность, которую воспринимают люди, является созданием искусственного интеллекта, что схоже с тем, как по Куайну можно изменять убеждения или теории для поддержания истины в научной системе. Жители «Матрицы» принимают виртуальный мир за истинный из-за манипуляций с их восприятием.
Главный герой Нео начинает сомневаться в реальности окружающего мира, что ведет к его полному преобразованию и осознанию истины. Этот момент схож с изменением научных теорий или корректировкой убеждений в соответствии с новыми данными.
Как и в случае с психологическими кризисами, упомянутыми Куайном, персонажи фильма «Матрица» переживают радикальные изменения своего восприятия мира, что аналогично фундаментальным изменениям убеждений в реальной жизни.
Мы будем разбирать фильм по трем основным направлениям:
1. Техника кинематографа: повышаем свой художественный вкус, а также изучим, как искусство кино помогает нам увидеть глубокие психологические процессы и социальные динамики.
2. Личный опыт: поймем, как применять увиденное в своей жизни.
3. Культурный контекст: разберем и обсудим, как фильм отражает и в то же время влияет на общественные нормы и ценности, на формирование наших отношений и самоидентификации.
Продажник:
Для просмотра содержимого вам необходимо зарегистрироваться!
Скачать: